Модест Петрович Мусоргский / Modest Mussorgsky
Спи, усни, крестьянский сын; Светик Савишна; Сиротка
Вокальное творчество — основа наследия Мусоргского. Именно здесь откристаллизовался стиль, творческий метод автора, здесь нашел отражение круг тем, художественных интересов композитора.
К созданию вокальной музыки Мусоргский обращался в течение всей творческой жизни и создал 67 произведений. В числе поэтов, к которым обращался Мусоргский — Некрасов, Островский, Кольцов, Шевченко. Особо следует отметить творчество поэта Голенищева-Кутузова, на тексты которого написаны два цикла — «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Много произведений создано на собственные тексты.
Вокальные сочинения Мусоргского — это произведения нового типа, как по содержанию, так и с точки зрения жанрового решения. Традиционных романсов среди них немного, как впрочем и традиционной романсной лирики. Примеры — преимущественно в ранний период творчества («Ночь» на сл. Пушкина, «Желание» на текст Гейне). Вокальные произведения Мусоргского — это «этюды в народном стиле», трагические зарисовки крестьянской жизни, психологические этюды, сатирические песни. Как и в музыкальных драмах, на первом плане — глубина и правдивость в воссоздании характеров и жизненных ситуаций. Герои вокальных произведений буквально списаны с натуры. В песнях Мусоргского предстает целая галерея персонажей — крестьяне («Калистрат»), бойкие бабы («Ах, ты, пьяная тетеря!») дети (цикл «Детская»), нищие(«Сиротка»). Среди этих героев — эскизы к образам Юродивого, Шинкарки, мальчишек из «Бориса Годунова». Мусоргский чутко вслушивался в интонации речи различных людей и искал их музыкальный эквивалент — «мелодию, творимую говором». Работа над «омузыкаливанием» речевой интонации — главная задача вокального творчества Мусоргского. В этом, а также в создании песен-сценок, он продолжил традиции Даргомыжского.
Вокальное творчество Мусоргского обычно делится на три периода: ранний (до 1864), зрелый (1864-1872, период создания «Бориса Годунова») и поздний (после 1872 г) В центре раннего периода — сбор-сборник «Юные годы», включающий песни разного содержания и разных жанров: «русская песня»— «Где ты, звездочка?» в духе протяжных песен с имитацией звучания народного инструментального наигрыша, монолог с библейской тематикой «Царь Саул», несколько лирических романсов В этом же сборнике — «этюд в народном стиле» «Калистрат» на слова Некрасова. В этом произведении мы сталкиваемся с переосмыслением жанра колыбельной. Рассказ Некрасова построен как предсказание, которому не суждено сбыться. Для выражения этого подтекста Мусоргский провел через всю песню колыбельную, как символ мечты, но ввел в нее плясовые элементы, как бы олицетворяющие действительность и постепенно вытесняющие мечту. К концу песни колыбельная полностью преображается в недобрый пляс, как глумление над словами матери. Жанр колыбельной — один из самых любимых Мусоргским. Из шести созданных им колыбельных только песня «С куклой» из цикла «Детская» имеет светлую окраску, остальные переосмыслены в трагическом аспекте. Это «Спи, усни, крестьянский сын» на текст Островского, «Колыбельная Еремушки» на слова Некрасова и венец трагического — «Колыбельная» из цикла «Песни и пляски смерти».
Средний период отмечен созданием ряда уникальных произведений в жанре «песни-сцены»— «Светик Савишна», «Озорник», «Сиротка», «Семинарист». В них раскрылись богатейшие возможности создания характеров через вокально-речевую интонацию. Композитор находит такие интонации, которые могут быть присущи только данным персонажам в конкретной ситуации. В «Савишне» — (образ Юродивого) навязчивые, долбящие повторения основной интонации в различных вариантах при неизменности ритмоформулы; нарочито невыразительная мелодика, почти не выходящая за диапазон терции и лишь передвигающаяся в более высокий регистр. В «Озорнике», герой которого бойкий мальчишка — сходная ситуация, но смысл ее прямо противоположен.
Поэтому начальная интонация и метр на протяжении песни постоянно варьируются, интонации расширяются в диапазоне, часто меняются темп и динамика. Драматургия песни «Семинарист» построена на чередовании монотонной скороговорки (долбежка латыни) и выразительных ариозных интонаций со множеством оттенков (воспоминания семинариста)
В эти же годы в творчестве Мусоргского появились образцы вокальной сатиры (еще одна преемственность с Даргомыжским) — «Классик», пародия на критика Фоминцина в духе арий 18 в. и «Раек», в котором выведена целая галерея противников «Могучей кучки» (линия от «Райка» — к Шостаковичу: «Антиформалистический раек», отклик на постановление 1948 г).
В поздний период созданы три вокальных цикла. Первый из них — «Детская» (1872),7 сочинений на собственный текст. В этих произведениях Мусоргский выступает как тонкий психолог, воссоздающий особенности детского мышления, мировосприятия, непосредственность детской речи — точная фиксация интонаций вопроса, удивления, обиды. Вокальный стиль цикла — свободная речитация. Каждое слово иллюстрируется музыкой («С няней»: «Как чихнет — стекла вдребезги»). Особо выразительна речь ребенка в сопоставлении с речью взрослых («В углу» — песня-сцена, два персонажа: разгневанная няня и обиженный Мишенька; четкая дифференциация речи героев).
«Без солнца» (1874,6 номеров) на текст Голенищева-Кутузова — цикл-дневник, лирически самоуглубленный. Впервые у Мусоргского столь яркое проявление субъективной лирики. Мотивы непонятости, одиночества среди людей («В четырех стенах», «Меня ты в толпе не узнала»), утешение в мире природы («Над рекой») Мелодизация речевых интонаций, большая цельность мелодики. Декламационность ариозность. Жанры — монолог (№ 1), элегия (№ 5).
«Песни и пляски смерти» (1877) на текст Голенищева-Кутузова — венец трагического в творчестве Мусоргского. В цикле 4 песни, в каждой использован какой-либо жанр: «Колыбельная», «Серенада», танец («Трепак»), марш («Полководец»). Применение жанров колыбельной и серенады парадоксально, противоположно их обычному смыслу (неожиданность вторжения смерти). Развитие идет отличных трагедий (№1,2,3) к трагедии всего человечества (№4). Композиция песен включает два раздела: вступление с моментами изобразительности (обстановка действия) и монолог Смерти (лишь в «Колыбельной» это диалог Смерти и матери). Песням свойственна картинность, живописность (сам композитор называл их «картинами»). Большую роль в этом играет партия фортепиано: метель в «Трепаке», сцена боя в «Полководце». Трагедийность усиливается использованием цитат: Dies irае (начало «Трепака»), «Со святыми упокой» (битва в «Полководце»).
К этому циклу примыкает баллада «Забытый» (тоже Голенищев-Кутузов) по картине Верещагина, выявляющая общее для двух художников отношение к войне как к преступлению против человечества. Музыка основана на сопоставлении мрачного марша (поле битвы) и грустной колыбельной (мать качает ребенка). Образ ворона как контраст колыбельной.
Спи, усни, крестьянский сын; Светик Савишна; Сиротка
Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям... — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться.
Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.
Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.
Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!
Из письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову от 17 августа 1875 г.
Из письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову от 17 августа 1875 г.
Модест Петрович Мусоргский (9 [21] марта 1839, с. Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии — 16 [28] марта 1881, Санкт-Петербург) — русский композитор, член «Могучей кучки».
Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни (И. Репин). Вокальное творчество — основа наследия Мусоргского. Именно здесь откристаллизовался стиль, творческий метод автора, здесь нашел отражение круг тем, художественных интересов композитора.
К созданию вокальной музыки Мусоргский обращался в течение всей творческой жизни и создал 67 произведений. В числе поэтов, к которым обращался Мусоргский — Некрасов, Островский, Кольцов, Шевченко. Особо следует отметить творчество поэта Голенищева-Кутузова, на тексты которого написаны два цикла — «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Много произведений создано на собственные тексты.
Вокальные сочинения Мусоргского — это произведения нового типа, как по содержанию, так и с точки зрения жанрового решения. Традиционных романсов среди них немного, как впрочем и традиционной романсной лирики. Примеры — преимущественно в ранний период творчества («Ночь» на сл. Пушкина, «Желание» на текст Гейне). Вокальные произведения Мусоргского — это «этюды в народном стиле», трагические зарисовки крестьянской жизни, психологические этюды, сатирические песни. Как и в музыкальных драмах, на первом плане — глубина и правдивость в воссоздании характеров и жизненных ситуаций. Герои вокальных произведений буквально списаны с натуры. В песнях Мусоргского предстает целая галерея персонажей — крестьяне («Калистрат»), бойкие бабы («Ах, ты, пьяная тетеря!») дети (цикл «Детская»), нищие(«Сиротка»). Среди этих героев — эскизы к образам Юродивого, Шинкарки, мальчишек из «Бориса Годунова». Мусоргский чутко вслушивался в интонации речи различных людей и искал их музыкальный эквивалент — «мелодию, творимую говором». Работа над «омузыкаливанием» речевой интонации — главная задача вокального творчества Мусоргского. В этом, а также в создании песен-сценок, он продолжил традиции Даргомыжского.
Вокальное творчество Мусоргского обычно делится на три периода: ранний (до 1864), зрелый (1864-1872, период создания «Бориса Годунова») и поздний (после 1872 г) В центре раннего периода — сбор-сборник «Юные годы», включающий песни разного содержания и разных жанров: «русская песня»— «Где ты, звездочка?» в духе протяжных песен с имитацией звучания народного инструментального наигрыша, монолог с библейской тематикой «Царь Саул», несколько лирических романсов В этом же сборнике — «этюд в народном стиле» «Калистрат» на слова Некрасова. В этом произведении мы сталкиваемся с переосмыслением жанра колыбельной. Рассказ Некрасова построен как предсказание, которому не суждено сбыться. Для выражения этого подтекста Мусоргский провел через всю песню колыбельную, как символ мечты, но ввел в нее плясовые элементы, как бы олицетворяющие действительность и постепенно вытесняющие мечту. К концу песни колыбельная полностью преображается в недобрый пляс, как глумление над словами матери. Жанр колыбельной — один из самых любимых Мусоргским. Из шести созданных им колыбельных только песня «С куклой» из цикла «Детская» имеет светлую окраску, остальные переосмыслены в трагическом аспекте. Это «Спи, усни, крестьянский сын» на текст Островского, «Колыбельная Еремушки» на слова Некрасова и венец трагического — «Колыбельная» из цикла «Песни и пляски смерти».
Средний период отмечен созданием ряда уникальных произведений в жанре «песни-сцены»— «Светик Савишна», «Озорник», «Сиротка», «Семинарист». В них раскрылись богатейшие возможности создания характеров через вокально-речевую интонацию. Композитор находит такие интонации, которые могут быть присущи только данным персонажам в конкретной ситуации. В «Савишне» — (образ Юродивого) навязчивые, долбящие повторения основной интонации в различных вариантах при неизменности ритмоформулы; нарочито невыразительная мелодика, почти не выходящая за диапазон терции и лишь передвигающаяся в более высокий регистр. В «Озорнике», герой которого бойкий мальчишка — сходная ситуация, но смысл ее прямо противоположен.
Поэтому начальная интонация и метр на протяжении песни постоянно варьируются, интонации расширяются в диапазоне, часто меняются темп и динамика. Драматургия песни «Семинарист» построена на чередовании монотонной скороговорки (долбежка латыни) и выразительных ариозных интонаций со множеством оттенков (воспоминания семинариста)
В эти же годы в творчестве Мусоргского появились образцы вокальной сатиры (еще одна преемственность с Даргомыжским) — «Классик», пародия на критика Фоминцина в духе арий 18 в. и «Раек», в котором выведена целая галерея противников «Могучей кучки» (линия от «Райка» — к Шостаковичу: «Антиформалистический раек», отклик на постановление 1948 г).
В поздний период созданы три вокальных цикла. Первый из них — «Детская» (1872),7 сочинений на собственный текст. В этих произведениях Мусоргский выступает как тонкий психолог, воссоздающий особенности детского мышления, мировосприятия, непосредственность детской речи — точная фиксация интонаций вопроса, удивления, обиды. Вокальный стиль цикла — свободная речитация. Каждое слово иллюстрируется музыкой («С няней»: «Как чихнет — стекла вдребезги»). Особо выразительна речь ребенка в сопоставлении с речью взрослых («В углу» — песня-сцена, два персонажа: разгневанная няня и обиженный Мишенька; четкая дифференциация речи героев).
«Без солнца» (1874,6 номеров) на текст Голенищева-Кутузова — цикл-дневник, лирически самоуглубленный. Впервые у Мусоргского столь яркое проявление субъективной лирики. Мотивы непонятости, одиночества среди людей («В четырех стенах», «Меня ты в толпе не узнала»), утешение в мире природы («Над рекой») Мелодизация речевых интонаций, большая цельность мелодики. Декламационность ариозность. Жанры — монолог (№ 1), элегия (№ 5).
«Песни и пляски смерти» (1877) на текст Голенищева-Кутузова — венец трагического в творчестве Мусоргского. В цикле 4 песни, в каждой использован какой-либо жанр: «Колыбельная», «Серенада», танец («Трепак»), марш («Полководец»). Применение жанров колыбельной и серенады парадоксально, противоположно их обычному смыслу (неожиданность вторжения смерти). Развитие идет отличных трагедий (№1,2,3) к трагедии всего человечества (№4). Композиция песен включает два раздела: вступление с моментами изобразительности (обстановка действия) и монолог Смерти (лишь в «Колыбельной» это диалог Смерти и матери). Песням свойственна картинность, живописность (сам композитор называл их «картинами»). Большую роль в этом играет партия фортепиано: метель в «Трепаке», сцена боя в «Полководце». Трагедийность усиливается использованием цитат: Dies irае (начало «Трепака»), «Со святыми упокой» (битва в «Полководце»).
К этому циклу примыкает баллада «Забытый» (тоже Голенищев-Кутузов) по картине Верещагина, выявляющая общее для двух художников отношение к войне как к преступлению против человечества. Музыка основана на сопоставлении мрачного марша (поле битвы) и грустной колыбельной (мать качает ребенка). Образ ворона как контраст колыбельной.
Баю, баю, мил внучёночек,
Ты спи, усни, усни, крестьянский сын.
Баю, баю, допреж деды не видали беды,
беда пришла, да беду привела с напастями,
да с пропастями, с правежами,
беда всё с побоями!
Баю, баю, мил внучёночек, ты сын, усни,
усни, крестьянский сын.
Изживём беду за работушкой,
за немилой, чужой, непокладною, вековечною,
злою, страдною, злою, страдною.
Баю, баю, спи, усни поколь изживём беду,
изживём беду, горе минется
поколь Бог простит, царь срамится.
Баю, баю, баю! Белым тельцем лежишь в люлечке,
твоя душенька в небесах летит,
твой тихий сон сам Господь хранит.
По бокам стоят светлы ангелы,
стоят ангелы!
Ты спи, усни, усни, крестьянский сын.
Баю, баю, допреж деды не видали беды,
беда пришла, да беду привела с напастями,
да с пропастями, с правежами,
беда всё с побоями!
Баю, баю, мил внучёночек, ты сын, усни,
усни, крестьянский сын.
Изживём беду за работушкой,
за немилой, чужой, непокладною, вековечною,
злою, страдною, злою, страдною.
Баю, баю, спи, усни поколь изживём беду,
изживём беду, горе минется
поколь Бог простит, царь срамится.
Баю, баю, баю! Белым тельцем лежишь в люлечке,
твоя душенька в небесах летит,
твой тихий сон сам Господь хранит.
По бокам стоят светлы ангелы,
стоят ангелы!
Свет мой Савишна, сокол ясненький,
Полюби меня неразумного,
Приголубь меня горемычного!
Ой ли, сокол мой, сокол ясненький,
Светик Савишна, свет Ивановна,
Не побрезгуй ты голью голою,
Бесталанною моей долею!
Уродился лишь на смех людям я,
Про забаву да на потеху им!
Кличут, Савишна, скорбным разумом,
Величают, слышь, Ваней Божиим,
Светик Савишна, свет Ивановна,
И дают пинков Ване Божьему,
Кормят-чествуют подзатыльником.
А под праздничек как разрядятся,
Уберутся вишь в ленты алые,
Дадут хлебушка Ване скорбному,
Не забыть чтобы Ваню Божьего.
Светик Савишна, ясный сокол мой,
Полюби ж меня непригожего,
Полюби меня одинокого!
Как люблю тебя мочи нет сказать!
Светик Савишна, верь мне, верь не верь,
Свет Ивановна.
Полюби меня неразумного,
Приголубь меня горемычного!
Ой ли, сокол мой, сокол ясненький,
Светик Савишна, свет Ивановна,
Не побрезгуй ты голью голою,
Бесталанною моей долею!
Уродился лишь на смех людям я,
Про забаву да на потеху им!
Кличут, Савишна, скорбным разумом,
Величают, слышь, Ваней Божиим,
Светик Савишна, свет Ивановна,
И дают пинков Ване Божьему,
Кормят-чествуют подзатыльником.
А под праздничек как разрядятся,
Уберутся вишь в ленты алые,
Дадут хлебушка Ване скорбному,
Не забыть чтобы Ваню Божьего.
Светик Савишна, ясный сокол мой,
Полюби ж меня непригожего,
Полюби меня одинокого!
Как люблю тебя мочи нет сказать!
Светик Савишна, верь мне, верь не верь,
Свет Ивановна.
Барин мой миленький,
Барин мой добренький!
Сжалься над бедненьким горьким бездомным сироточкой!
Баринушка!
Холодом, голодом греюсь, кормлюся я.
Бурей да вьюгою в ночь прикрываюся.
Бранью, побоями, страхом, угрозой
Добрые люди за стон голодный мой потчуют!
В чашу дремучую от людей спрячусь я.
Холод докучливый из лесу вытолкнет.
Нет моей силушки! Пить, есть захочется!
Барин мой миленький,
Барин мой добренький!
С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь!
Барин мой миленький,
Барин мой добренький!
Сжалься над горьким сироточкой!
Барин мой добренький!
Сжалься над бедненьким горьким бездомным сироточкой!
Баринушка!
Холодом, голодом греюсь, кормлюся я.
Бурей да вьюгою в ночь прикрываюся.
Бранью, побоями, страхом, угрозой
Добрые люди за стон голодный мой потчуют!
В чашу дремучую от людей спрячусь я.
Холод докучливый из лесу вытолкнет.
Нет моей силушки! Пить, есть захочется!
Барин мой миленький,
Барин мой добренький!
С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь!
Барин мой миленький,
Барин мой добренький!
Сжалься над горьким сироточкой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий