Béla Bartók / Бе́ла Барток
Romanian Folk Dances, Sz.68 / Шесть румынских танцев
Говоря о значении Бартока для мировой художественной культуры, его друг и соратник Кодай сказал: «Имя Бартока — независимо от юбилейных дат — символ великих идей. Первая из них — поиск абсолютной истины как в искусстве, так и в науке, а одно из условий этого — нравственная серьезность, возвышающаяся над всеми человеческими слабостями. Вторая идея — непредвзятость по отношению к особенностям различных рас, народов, а вследствие этого — взаимопонимание, а затем братство между народами. Далее имя Бартока означает принцип обновления искусства и политики, исходя из духа народа, и требование такого обновления. Наконец, оно означает распространение благотворного влияния музыки на самые широкие народные слои».
Romanian Folk Dances, Sz.68 / Шесть румынских танцев
Если люди
будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи
и как наконец нашел он путь к духовному освобождению, гармонии и миру, обрел
веру в себя и в жизнь, то, обратись к примеру Бартока, они найдут идеал
незыблемого постоянства и образец героического становления человеческой души.
Б. Сабольчи
Бе́ла Ба́рток (полное имя — Бе́ла Ви́ктор Я́нош
Ба́рток, венг. Bartók Béla Viktor János [ˈbɒrtoːk ˈbeːlɒ]; 25 марта 1881,
Надьсентмиклош, Банат, Австро-Венгрия — 26 сентября 1945, Нью-Йорк,
США) — венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.Б. Сабольчи
Бела Барток — венгерский композитор, пианист,
педагог, музыковед-фольклорист — принадлежит к плеяде выдающихся
музыкантов-новаторов XX в. наряду с К. Дебюсси, М. Равелем, А. Скрябиным, И.
Стравинским, П. Хиндемитом, С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем. Самобытность искусства
Бартока связана с углубленным изучением и творческой разработкой богатейшего
фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Глубокое погружение в
стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических
сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях
сформировали личность Бартока. Он стал для современников и потомков примером
мужественной верности идеалам гуманизма, демократии и интернационализма,
непримиримости к невежеству, варварству и насилию. Творчество Бартока отразило
мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость
духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры
своей эпохи. Композиторское наследие Бартока велико и включает многие жанры: 3
сценических произведения (одноактную оперу и 2 балета); Симфонию, симфонические
сюиты; Кантату, 3 концерта для фортепиано, 2 — для скрипки, 1 — для альта
(неоконченный) с оркестром; большое количество сочинений для различных
инструментов solo и музыку для камерных ансамблей (в т. ч. 6 струнных
квартетов).
Барток
родился в семье директора сельскохозяйственной школы. Раннее детство прошло в
атмосфере семейного музицирования, в шестилетнем возрасте мать начала его учить
фортепианной игре. В последующие годы учителями мальчика были Ф. Керш, Л.
Эркель, И. Хиртл, на его музыкальное развитие в отроческую пору оказала влияние
дружба с Э. Донаньи. Сочинять музыку Бела начал с 9 лет, двумя годами позднее
он впервые и весьма успешно выступил перед публикой. В 1899-1903 гг. Барток —
студент Будапештской музыкальной академии. Его учителем по Фортепиано был И.
Томан (ученик Ф. Листа), по композиции — Я. Кесслер. В студенческие годы Барток
много и с большим успехом выступал как пианист, а также создал немало сочинений,
в которых заметно влияние его любимых в то время композиторов — И. Брамса, Р.
Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса. Блестяще окончив Музыкальную академию, Барток
совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы. Первый большой
успех Бартоку-композитору принесла его симфония «Кошут», премьера которой
состоялась в Будапеште (1904). В «Кошут»-симфонии, вдохновленной образом героя
венгерской национально-освободительной революции 1848 г. Лайоша Кошута,
воплотились национально-патриотические идеалы молодого композитора. Еще юношей
Барток осознал свою ответственность за судьбу родины и национального искусства.
В одном из писем к матери он писал: «Каждый человек, достигнув зрелости,
должен, найти идеал, чтобы бороться за него, посвятить ему все силы и деятельность.
Что касается меня, то всю мою жизнь, всюду, всегда и всеми средствами я буду
служить одной цели: благу родины и венгерского народа» (1903).
Большую роль
в судьбе Бартока сыграла его дружба и творческое сотрудничество с З. Кодаем.
Познакомившись с его методами собирания народных песен, Барток осуществил летом
1906 г. фольклорную экспедицию, записывая в деревнях и селах венгерские и
словацкие народные песни. С этого времени началась научно-фольклористская
деятельность Бартока, продолжавшаяся всю жизнь. Исследование старинного
крестьянского фольклора, существенно отличавшегося от широко популярного
венгеро-цыганского стиля вербункош, стало поворотным пунктом в эволюции
Бартока-композитора. Первозданная свежесть старовенгерской народной песни
послужила ему стимулом для обновления ладоинтонационного, ритмического,
тембрового строя музыки. Собирательская деятельность Бартока и Кодая имела и
большое общественное значение. Диапазон фольклорных интересов Бартока и
география его экспедиций неуклонно расширялись. В 1907 г. Барток начал также
свою преподавательскую деятельность в качестве профессора Будапештской
музыкальной академии (класс фортепиано), продолжавшуюся до 1934 г.
С конца
1900-х и до начала 20-х гг. в творчестве Бартока наступает период напряженных
поисков, связанных с обновлением музыкального языка, формированием собственного
композиторского стиля. Основой его стал синтез элементов разнонационального
фольклора и современных новаций в области лада, гармонии, мелодии, ритма,
красочных средств музыки. Новые творческие импульсы дало знакомство с
творчеством Дебюсси. Ряд фортепианных опусов стал своего рода лабораторией
композиторского метода (14 багателей ор. 6, альбом обработок венгерских и
словацких народных песен — «Детям», «Allegro barbare» и др.). Барток обращается
также к оркестровым, камерным, сценическим жанрам (2 оркестровые сюиты, 2
картины для оркестра, опера «Замок герцога Синяя борода», балет «Деревянный
принц», балет-пантомима «Чудесный мандарин»).
Периоды
интенсивной и разносторонней деятельности неоднократно сменялись у Бартока
временными кризисами, причиной которых были в основном равнодушие широкой
публики к его произведениям, гонения косной критики, не поддерживавшей смелых
исканий композитора — все более самобытных и новаторских. Интерес Бартока к
музыкальной культуре соседних народов не раз вызывал злобные выпады
шовинистически настроенной венгерской прессы. Как и многие прогрессивные деятели
европейской культуры, Барток в годы первой мировой войны стоял на антивоенной
позиции. В период образования Венгерской советской республики (1919) совместно
с Кодаем и Донаньи он был членом музыкальной Директории (во главе с Б.
Рейницем), планировавшей в стране демократические реформы музыкальной культуры
и образования. За эту деятельность при хортистском режиме Барток, как и его
соратники, подвергся репрессиям со стороны правительства и руководства
Музыкальной академии.
В 20-х гг.
стиль Бартока заметно эволюционирует: конструктивистская усложненность,
напряженность и жесткость музыкального языка, характерные для творчества 10 —
начала 20-х гг., с середины этого десятилетия уступают место большей
гармоничности мироощущения, стремлению к ясности, доступности и лаконизму
выражения; немалую роль здесь сыграло обращение композитора к искусству
мастеров барокко. В 30-х гг. Барток приходит к наивысшей творческой зрелости,
стилевому синтезу; это пора создания его самых совершенных произведений:
Светской кантаты («Девять волшебных оленей»), «Музыки для струнных, ударных и
челесты», Сонаты для двух фортепиано и ударных, фортепианного и скрипичного
концертов, струнных квартетов (№№ 3-6), цикла инструктивных фортепианных пьес
«Микрокосмос» и др. Тогда же Барток совершает многочисленные концертные поездки
по странам Западной Европы и в США. В 1929 г. Барток гастролировал в СССР, где
его сочинения были встречены с большим интересом. Продолжается и активизируется
научно-фольклористская работа; с 1934 г. Барток занимается фольклорными
исследованиями в венгерской Академии наук. В конце 1930-х гг. политическая
обстановка сделала невозможным дальнейшее пребывание Бартока на родине: его
решительные выступления против расизма и фашизма в защиту культуры и демократии
стали причиной непрерывной травли художника-гуманиста реакционными кругами
Венгрии. В 1940 г. Барток с семьей эмигрировал в США. Этот период жизни отмечен
тяжелым душевным состоянием и снижением творческой активности, вызванными
разлукой с родиной, материальной нуждой, отсутствием интереса к творчеству
композитора со стороны музыкальной общественности. В 1941 г. Бартока поразила
тяжелая болезнь, ставшая причиной его преждевременной смерти. Однако и в эту
нелегкую пору жизни он создал ряд замечательных сочинений, таких, как Концерт
для оркестра, Третий фортепианный концерт. Горячее стремление вернуться в
Венгрию не осуществилось. Спустя 10 лет после смерти Бартока прогрессивная
мировая общественность почтила память выдающегося музыканта — Всемирный совет
мира посмертно удостоил его Международной премии мира. В июле 1988 г. прах
верного сына Венгрии был возвращен на родину; останки великого музыканта были
преданы земле на будапештском кладбище Фаркашкет.
Искусство
Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы,
раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и
сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной
ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему
к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая
безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной
созерцательности, философской углубленности. Барток-исполнитель оставил яркий
след в пианистической культуре XX в. Его игра захватывала слушателей энергией,
вместе с тем ее страстность и накал всегда находились в подчинении воли и
интеллекта. Просветительские идеи и педагогические принципы Бартока, как и
особенности его пианизма, отчетливо и полно проявились в произведениях для
детей и юношества, составивших немалую часть его творческого наследия.Говоря о значении Бартока для мировой художественной культуры, его друг и соратник Кодай сказал: «Имя Бартока — независимо от юбилейных дат — символ великих идей. Первая из них — поиск абсолютной истины как в искусстве, так и в науке, а одно из условий этого — нравственная серьезность, возвышающаяся над всеми человеческими слабостями. Вторая идея — непредвзятость по отношению к особенностям различных рас, народов, а вследствие этого — взаимопонимание, а затем братство между народами. Далее имя Бартока означает принцип обновления искусства и политики, исходя из духа народа, и требование такого обновления. Наконец, оно означает распространение благотворного влияния музыки на самые широкие народные слои».
А.
Малинковская
Румынские
народные танцы (венг. Román népi táncok, англ. Romanian Folk Dances), Sz. 56,
BB 68, — цикл из шести коротких фортепианных пьес, сочиненных венгерским
композитором Белой Бартоком в 1915 году.
Цикл из
шести коротких фортепианных пьес, сочиненных Белы Бартока в 1915 году.
Посвящены Иону Бушиция, собирателю румынского фольклора. Сам композитор не
включал это произведение в основной перечень своих оригинальных произведений.
Впоследствии он переложил его для инструментального ансамбля (оркестра) в 1917
году (Sz. 68, 76 ВВ).
Цикл основан
на семи подлинных румынских мелодиях из Трансильвании, первоначально
исполнявшихся на скрипке или пастушеской флейте (шестой танец основан на двух
мелодиях). Композитор записал их в деревнях:Бихора, Торонтала, Марош-Торда…
Первоначальное
название — Румынские народные танцы из Венгрии (венг. Magyarországi román népi táncok), но позже оно было изменено Бартоком, когда
Трансильвания была присоединена к Румынии в 1918году. По словам самого
композитора цикл должен исполняться четыре минуты и три секунды, но большинство
исполнителей растягивают исполнение до пяти-шести минут. Искусствоведы высоко
оценивают этот цикл:
«Крайняя бережность
авторского обращения с фольклором сочетается в них с прозрачностью
фортепианного изложения. Здесь отсутствуют виртуозные эффекты — пассажи,
фигурации, трудные переброски и скачки или аккордовые наслоения: партия правой
руки, чаще всего, ограничивается одноголосным изложением основной фольклорной
темы; сопровождение сводится к скромнейшим аккомпанирующим формулам; фактура
местами представляет собой очень легкую двухголосную ткань — нередко в
высоком звенящем регистре».
— Нестьев И. В. Бела
Барток. М. Музыка. 1969. Серия: Классики мировой музыкальной культуры. С.
222-223
В своей
интерпретации народных мелодий, которые он собрал в Трансильвании, Барток
сохранял мелодию и ритмическую структуру, вводя красочную гармонизацию.
Композитор чувствовал себя свободно с выбором темпа и некоторые из быстрых
танцев он сделал еще быстрее, а некоторые из медленных мелодий — ещё даже
медленнее, подчеркивая индивидуальный характер каждого из них. Четвертый танец
(Bucsumí tánc) написан в размере 3/4 в отличие от остальных танцев (в
2/4).
I. Joc cu bata.
Allegro moderato
II. Braul. Allegro
III. Pê-loc. Andante
IV. Buciumeana.
Moderato
V. Poarga romaneasca.
Allegro
VI. Maruntel. Allegro
Комментариев нет:
Отправить комментарий