Мстислав Леопольдович Ростропович / Mstislav
Rostropovich
Heitor Villa-Lobos / Эйтор Вилла-Лобос, Bachianas brasileiras No.5, W389-391Мстислав Ростропович (27 марта 1927, Баку — 27 апреля 2007, Москва)
Мстислав Ростропович – всемирно известный виолончелист и дирижер, пламенный защитник прав человека, без которого невозможно представить себе современный мир музыки. Исключительный талант и неиссякаемая энергия, уникальное сочетание великого художника, гуманиста и необыкновенно сильной, магнетически привлекательной личности, сделали его одной из выдающихся фигур нашего времени.
27 марта 2002 года, в день его 75-летия лондонская газета «Таймс» провозгласила Мстислава Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». В его честь были организованы юбилейные торжества по всему миру. Ростроповича, возможно, самого известного в мире исполнителя классической музыки, чествовали почти во всех европейских странах, в Японии, в Северной и Южной Америке. Концерт с Лондонским симфоническим оркестром, посвященный празднованию его дня рождения в Лондоне, собрал небывалое созвездие самых любимых современных исполнителей. Её Величеством королевой Елизаветой II в честь Маэстро был дан официальный обед в Букингемском дворце.
Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку (СССР). Его первое публичное выступление состоялось в возрасте восьми лет, в 16 лет он уже поступил в Московскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1946 году.
Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в г. Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947 и 1950 гг.) и в Будапеште (1949 г.), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Ростроповича сначала по СССР, а с 1947 года и по странам Европы.
В 1951 году Ростроповичу присваивается Сталинская премия второй степени, а в 1955 году за крупные достижения в исполнительском искусстве звание заслуженного артиста РСФСР. В 1964 году он был удостоен Ленинской премии и звания Народного артиста СССР.
В камерных ансамблях Ростропович выступал с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Александр Дедюхин, Владимир Горовиц, Рудольф Серкин, Вильгельм Кемпф, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль.
Он многократно выступал с известнейшими дирижерами, среди которых Герберт фон Караян, Пьер Монтэ, Шарль Мюнш, Димитриос Митрополус, Юджин Орманди, Георг Шолти, Леонард Бернстайн, Сейджи Озава.
Его громадный талант, блестящее владение инструментом, мощная темпераментная манера игры вдохновляли многих известных композиторов на создание новых сочинений. Среди них были самые выдающиеся композиторы ХХ века – Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Бриттен, Дютийе, Мессиан, Лютославский, Пендерецкий и многие другие. Репертуар Ростроповича-виолончелиста стал поистине безграничным, включив, наряду с классическими сочинениями, более 100 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных. Ростропович был солистом в премьерах Симфонии-концерта Прокофьева (1954), двух виолончельных концертов Шостаковича (1959 и 1966), Симфонии для виолончели с оркестром Бриттена (1964) и др.
Ярчайший артистический темперамент Мстислава Ростроповича дал мощный заряд его организаторской и дирижерской деятельности. Его дирижерский дебют состоялся в 1962 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). Он первым в СССР стал инициатором проведения музыкальных фестивалей: именно ему принадлежала идея организовать Первый фестиваль современной музыки в Горьком в 1962 году. Затем по его же просьбе Шостакович сделал набросок программы фестиваля из своих произведений. Этот грандиозный проект Ростропович смог осуществить лишь спустя много лет, но именно в том виде, как об этом мечтал сам композитор: фестивали музыки Шостаковича прошли в Санкт-Петербурге (1997), Лондоне (1998), Токио (1998), Чикаго (1999) и Нью-Йорке (2002). Важнейшим событием стал Фестиваль Шостаковича в Лондоне, когда вместе с Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) в течение двух месяцев Ростропович исполнил все симфонии Шостаковича и много других его произведений. В планах Маэстро провести в 2006 году ряд масштабных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения великого композитора, как в России, так и за рубежом.
Плодотворное постоянное сотрудничество с LSO дало возможность Ростроповичу организовать столь же развернутые фестивали, посвященные Прокофьеву (1991), Бриттену (1993) и Шнитке (1994). С 1987 по 2000 год он был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.
Особая страница его дирижерской биографии – оперный театр, дебют в котором состоялся в 1968 году (Большой театр, «Евгений Онегин» Чайковского). Вслед за этим в Большом театре под руководством Маэстро прошла опера «Война и мир» Прокофьева (1970), и Шостакович сразу откликнулся своим выступлением в газете: «Это было по-настоящему большое музыкальное событие. «Война и мир» впервые звучала так, как она должна звучать. За пульт встал настоящий дирижер, настоящий музыкант с огромным талантом, с огромной исполнительской культурой, и оркестр зазвучал мощно, тонко, ярко, нежно». Трактовка Ростроповичем оперных шедевров всегда поражала глубиной раскрытия авторского замысла, накалом страсти, максимальной чистотой и убедительностью языка и стиля. Каждая оперная премьера в его исполнении становилась выдающимся, незабываемым событием. Такими были постановки «Хованщины» Мусоргского в Большом театре в Москве (1995), «Мазепы» Чайковского в Ла Скала в Милане (1999), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Мадриде, Мюнхене и Дижоне (2000), в Буэнос-Айресе (2001) и в Риме (2002). Со столь же триумфальным успехом прошла премьера балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева под управлением Ростроповича в Рио-де-Жанейро (2001), в Осаке (2001) и в Валенсии (2002), «Хованщина» Мусоргского в редакции Шостаковича (2005) и «Черевички» Чайковского в Ла Скала (2006).
Дирижерский дебют Ростроповича на Западе состоялся в сентябре 1974 года с Новым Филармоническим Оркестром в Лондонском Фестиваль-Холле. Его дебют в США в качестве дирижера прошел с Национальным Симфоническим Оркестром Вашингтона, Округ Колумбия, в марте 1975 года – выступление, получившее такую высокую оценку, что в 1977 году он был назначен музыкальным руководителем этого коллектива. Под руководством Ростроповича, который возглавлял оркестр 17 лет, престиж коллектива невероятно возрос.
За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как «Польский реквием» Пендерецкого, «Новелетты» Лютославского и 6-я симфония Шнитке, посвященные Ростроповичу, «Timbres, Espace, Mouvement» Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам – Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).
Мстислав Ростропович – неутомимый пропагандист музыки 20 века. На его дирижерском счету мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также 9 опер, в числе которых «Эра Водолея» Губайдулиной (Генуя, 1991), «Жизнь с идиотом» Шнитке (Амстердам, 1992) «Ах, эти русские!» Торнопольского (Эвиан, 1993), «Лолита» Щедрина (Стокгольм,1994), «Лиджия» Томас (Эвиан, 1994), «Джезуальдо» Шнитке (Вена, 1995) и «Видения Иоанна Грозного» Слонимского (Самара, 1999).
Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, оркестр Концертгебау, Израильский Филармонический оркестр и другие.
Дирижерские записи Ростроповича – «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Леди Макбет», «Тоска», все симфонии Шостаковича, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, Скрипичные концерты Прокофьева и Шостаковича, а также многие другие, наряду с его широчайшим виолончельным репертуаром, стали безусловным образцом для новых поколений музыкантов и отмечены множеством международных премий «Grammy», «Grammophone», Academie Charles Cros, Academie du Disque Francais, EMI-Classics. В 2004 году EMI Classics официально объявила, что количество дисков с записями Ростроповича, выпущенными этой фирмой, превысило 2 000 000 экземпляров. Такой же результат ранее был достигнут только Марией Каллас, Иегуди Менухиным и Гербертом фон Караяном.
В течение 26 лет Ростропович преподавал в Московской консерватории (1948-1974) и 7 лет - в Ленинградской. Среди его учеников такие известные виолончелисты, как Наталья Шаховская, Наталья Гутман, Давид Герингас, Иван Монигетти, Жаклин дю Пре и другие. Многие из них стали победителями международных конкурсов, в том числе конкурса им. Чайковского в Москве, в работе и организации которого Ростропович принимал самое деятельное участие вплоть до изгнания из СССР в 1974 году. С 1977 года каждые четыре года в Париже проходит Конкурс виолончелистов им. Ростроповича, где Маэстро являлся руководителем и председателем жюри. Самые значительные конгрессы, конкурсы виолончелистов в США, Японии, России, Польше, Германии и других странах стремились привлечь его к участию, на что он неизменно откликался с благодарностью и энтузиазмом. Ростропович постоянно проводил многочисленные Мастер-классы по всему миру, передавая молодым музыкантам свои бесценные знания.
Мстислав Ростропович давал многочисленные концерты в поддержку гуманитарных организаций во всем мире. Вошли в историю его благотворительные концерты в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении, беженцам из Чечни, детям, больным раком, на строительство детской больницы в Буэнос-Айресе и Храма Христа Спасителя в Москве. В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне «Благотворительный фонд помощи детям России».
Забота о преемственности в развитии отечественной культуры, почтительная память к своим великим друзьям и учителям побудили Маэстро на создание в 1997 году Благотворительного Фонда помощи одаренным студентам музыкальных учебных заведений. Молодые талантливые исполнители из разных городов России получают именные стипендии в честь С. Рихтера, Э. Гилельса, Н. Мясковского, С.Прокофьева и других выдающихся музыкантов. Помимо стипендий, Мстислав Ростропович пристально следил за творческим развитием своих подопечных, стимулируя лучших из них совместными выступлениями и организацией их специальных концертов – как в России, так и за рубежом.
Мстислав Ростропович - почетный доктор 50 университетов (среди них – Гарвард, Кембридж, Йель, Оксфорд), обладатель свыше 130 высших наград и премий из более, чем 30 стран мира. В их числе: Рыцарь Светлейшего ордена Британской Империи (КВЕ), золотая медаль Королевского Филармонического Общества (Англия), три степени ордена Почетного Легиона Франции, действительный член Академии Искусств Франции («Сорок бессмертных»), Президентская медаль Свободы (США), Командорский крест со звездой (Германия), Орден Восходящего Солнца и Императорская премия Ассоциации Искусств Японии, орден Карлоса III (Испания), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени и Государственная премия России. В мае 1995 года Мстислав Ростропович был награжден премией «Полярная звезда» Шведской Королевской Академии Музыки, которая является аналогом Нобелевской премии. В 2003 году на особой церемонии вручения “Grammy” Ростропович был награжден президентской премией «За заслуги» (он стал седьмым музыкантом в истории, получившим такую награду) за выдающуюся артистическую карьеру и человеческие достижения. В 2004 году он был удостоен таких высоких наград, как Почетная победа в области классической музыки (Франция) и Премия Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды). В 2007 году Президент России В.В.Путин наградил Мстислава Ростроповича Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени в связи с 80-летием Маэстро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий