Johann Strauss II / Иоганн Штраус (сын)
Olga-Polka / "Ольга-полька", Op.196; Russischer marsch (Русский марш), Op.426; Auf der Jagd (На охоте), Op.373 - быстрая полька
Olga-Polka / "Ольга-полька", Op.196; Russischer marsch (Русский марш), Op.426; Auf der Jagd (На охоте), Op.373 - быстрая полька
Мир знал много страстных романов, участниками которых были известные
люди. Но подробности любовных историй часто оставались загадкой. А вот роман
великого австрийского дирижера и композитора Иоганна Штрауса (сына) с русской
дворянкой Ольгой Смирнитской был «задокументирован» самими влюбленными.
«Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни. И клянусь свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова», - эти прекрасные слова написал летом 1859 года знаменитый композитор, автор вальсов «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса» Иоганн Штраус - младший. Они адресованы его возлюбленной - Ольге Смирнитской.
"Ольга Смирнитская - адресат ста любовных писем Иоганна Штрауса" - так назвал свою книгу австрийский музыковед доктор Томас Айгнер. История романтической и драматически оборвавшейся любви, сага о том, как король вальсов, искрометный Штраус навсегда оставил в России свое сердце.
«Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни. И клянусь свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова», - эти прекрасные слова написал летом 1859 года знаменитый композитор, автор вальсов «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса» Иоганн Штраус - младший. Они адресованы его возлюбленной - Ольге Смирнитской.
"Ольга Смирнитская - адресат ста любовных писем Иоганна Штрауса" - так назвал свою книгу австрийский музыковед доктор Томас Айгнер. История романтической и драматически оборвавшейся любви, сага о том, как король вальсов, искрометный Штраус навсегда оставил в России свое сердце.
В 1971 году в СССР на широкий экран выходит фильм
режиссера Яна Фрида "Прощание с Петербургом" - история любви
австрийского композитора Иоганна Штрауса и русской аристократки Ольге
Смирнитской, которой он посвятил несколько своих музыкальных сочинений. Как
известно из биографии музыканта, Иоганн Штраус впервые приезжает в
Россию в 1856 году и в течение одиннадцати сезонов радует изысканную
публику в павловском павильоне "Воксал" шесть раз в неделю
своими концертами и импровизациями. Тогда-то и появляется в его жизни Ольга
Смирнитская, однако роман закончился весьма печально: Ольга, не желая идти
против воли родителей, отказывается выйти замуж за Штрауса. Среди музыкальных
произведений, посвященных Ольге, часто упоминается милая вещица, трехминутная
полечка, с названием "Ольга-полька". Время ее написания - 1857 год,
но вот посвящена она... не Ольге Смирнитской, а Цецилии Августе, принцессе и
маркграфине Баденской (Prinzessin Cäcilie Auguste von Baden), по правилам
русского двора принявшей перед венчанием с великим князем Михаилом Николаевичем
Романовым имя Ольги Федоровны. Милая полечка в своем первоначальном варианте
так и называлась "Цецилия-полька" и, по утверждению
историка-исследователя творчества семьи Штраусов Петера Кемпа, была написана
специально для четы Романовых как свадебный подарок. Только вот и польке
пришлось сменить свое имя, как и той особе, которой она была посвящена: с 1
ноября 1857 года "Ольга-полька" стало официальным названием подарка,
который был преподнесен молодым в день свадьбы в Санкт-Петербурге 28
августа 1857 года. Ох, уж эта история с ее постоянными загадками...
Впервые Штраус приехал в Россию в 1856 году, в возрасте 31 года. Оркестр под
его руководством должен был в течение быстротечного северного лета радовать
своей музыкой аристократичную публику в павловском Воксале в двух десятках
километров от Санкт-Петербурга. Венский оркестр и его темпераментный
дирижер-руководитель пользовались огромным успехом у столичной знати. Зал на 3
тысячи мест всегда был полон до отказа. При таком аншлаге прошли все
выступления Штрауса в Санкт-Петербурге - в течение всех его одиннадцати сезонов
в России!
Успех Иоганна Штрауса в Павловске. Рисунок 1856 года.
Павловский музыкальный вокзал
Павловский вокзал сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры России. Открытие Павловского вокзала состоялось 22 мая
1838 года. С первых же дней он стал излюбленным местом отдыха петербуржцев.
Большое красивое здание, получившее название «Воксал», располагалось в
прекрасном парке, где было приятно отдохнуть. Около него находился небольшой
сад с фонтанами и эстрадой для оркестра. Внутри центральной части «Воксал» имел
два буфетных зала и один большой — для обедов, балов и танцев. В боковых
флигелях находились комнаты для отдыхающих и прислуги.
Известный в те годы драматург и поэт Н. В. Кукольник в письме композитору М. И. Глинке восторженно отмечал: «Для меня железная дорога — очарованье, магическое наслаждение. В особенности была приятна вчерашняя поездка в Павловский вокзал, вчера же впервые открытый для публики... Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных...»
Известный в те годы драматург и поэт Н. В. Кукольник в письме композитору М. И. Глинке восторженно отмечал: «Для меня железная дорога — очарованье, магическое наслаждение. В особенности была приятна вчерашняя поездка в Павловский вокзал, вчера же впервые открытый для публики... Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных...»
Первоначально музыка в вокзале имела
второстепенное значение, она звучала во время обедов, на балах и танцах, причем
оркестр располагался на хорах, так как эстрады в помещении не было. На открытой
же эстраде в саду в определенное время играл военный духовой оркестр. К осени,
когда количество приезжавших стало уменьшаться, администрация дороги для
увеличения интереса публики пригласила в Павловск хор московских цыган под
управлением О. И. Соколова, которые давали концерты до конца года, а с 5 января
1839 года там начал выступления первый профессиональный оркестр из 18 человек
под руководством Й. Германа. Он исполнял известные тогда произведения, в том
числе «Вальс-фантазию» М. И. Глинки, весьма популярный и одно время даже
называвшийся «Павловским вальсом».
В январе 1844 года в здании вокзала произошел пожар, почти полностью его уничтоживший. Но, само здание было застраховано сразy в четырех разных компаниях на сумму более 85 тысяч серебром. Поэтому здание воссоздали по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в чрезвычайно короткий срок — за три с половиной зимних месяца. Открытие восстановленного вокзала состоялось 13 мая 1844 года.
Чтобы привлечь возможно большее количество пассажиров, администрация дороги стала приглашать для выступлений известный дирижеров, инструменталистов, вокалистов, устраивать благотворительные концерты. Слава о них распространилась не только в столице России, но и за рубежом. Знаменитые артисты считали за честь выступить на концертах в Павловске.
В январе 1844 года в здании вокзала произошел пожар, почти полностью его уничтоживший. Но, само здание было застраховано сразy в четырех разных компаниях на сумму более 85 тысяч серебром. Поэтому здание воссоздали по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в чрезвычайно короткий срок — за три с половиной зимних месяца. Открытие восстановленного вокзала состоялось 13 мая 1844 года.
Чтобы привлечь возможно большее количество пассажиров, администрация дороги стала приглашать для выступлений известный дирижеров, инструменталистов, вокалистов, устраивать благотворительные концерты. Слава о них распространилась не только в столице России, но и за рубежом. Знаменитые артисты считали за честь выступить на концертах в Павловске.
Все это активизировало в Павловске и его
окрестностях дачное строительство: вырастали дома на пустырях, к существующим
домам прилаживались дачные флигеля, возникали новые районы; город местами,
особенно у железнодорожной станции, начал наступать на территорию парка;
открывались гостиницы, торговые заведения, спортивные площадки. Павловск
привлекал на лето многих сановников, деятелей науки н искусства. Там жили А. П.
и К. П. Брюлловы, П. К. Клодт, И С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А.
Гончаров, И. И. Панаев, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и многие
другие.
Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра на 30 человек под управлением И. Штрауса. Десять сезонов подряд прославленный композитор и дирижер возглавлял в летние месяцы этот оркестр. На непродолжительное время он приезжал сюда в 1869 и 1886 гг. Администрация дороги окончательно убедилась, что Павловский вокзал приобрел новую форму своей деятельности — концертную. Теперь ресторан имел второстепенное значение, главным фактором привлечения пассажиров стала музыка.
Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра на 30 человек под управлением И. Штрауса. Десять сезонов подряд прославленный композитор и дирижер возглавлял в летние месяцы этот оркестр. На непродолжительное время он приезжал сюда в 1869 и 1886 гг. Администрация дороги окончательно убедилась, что Павловский вокзал приобрел новую форму своей деятельности — концертную. Теперь ресторан имел второстепенное значение, главным фактором привлечения пассажиров стала музыка.
памятник Штраусу в Павловске
Комментариев нет:
Отправить комментарий