Claude Debussy / Клод Дебюсси
Danse (Tarantelle Styrienne) / Танец (Штирийская тарантелла)
Danse (Tarantelle Styrienne) / Танец (Штирийская тарантелла)
Дебюсси — основоположник
музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские
музыкальные традиции : музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф.
Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было
воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также
французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил
в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и
явлений природы.
Своего рода манифестом
музыкального импрессионизма считали современники «Прелюдию послеполуденному
отдыху фавна» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные
для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность,
прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных
созданий Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902),
в которой достигнуто полное слияние музыки с действием.
Дебюсси воссоздаёт
сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому
произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской
недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении
чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини,
Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же
время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 эскиза «Море» (1905) — самое
крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства
музыкальной выразительности. Он создал импрессионистическую мелодику,
отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.
В некоторых произведениях
— «Бергамасская сюита» для фортепьяно (1890), музыка к мистерии Г. Д'Аннунцио
«Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. — проявляются
черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие
поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений.
Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды , прелюдии). Его 24 прелюдии
для фортепьяно (1-я — 1910, 2-я — 1913), снабженные поэтическими названиями
(«Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка
с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных
пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические
видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси , одного из крупнейших мастеров
20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.
Ритм тарантеллы встречается во многих
произведениях Дебюсси: это фортепианные «Штирийская тарантелла»,
Танец Пёка, Ветер на равнине. Остров радости, Маски, этюд Для октав, оркестровые Жиги, балеты «Ящик с игрушкам», Камма , Весенние хороводы и других произведениях. Часто музыка в ритме тарантеллы
сопровождается ремаркой: Vifetjoyeux, leger, marque, rytmi
(живо и весело, легко, ритмично, четко).
Комментариев нет:
Отправить комментарий