Henri Vieuxtemps /Анри Вьётан
6 Morceaux de Salon. Tarantella No5. Op.22
6 Morceaux de Salon. Tarantella No5. Op.22
Анри Вьётан - бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной
скрипичной школы.
Вьётан родился в семье отставного
офицера, занимавшегося изготовлением и настройкой скрипок. Подметив в сыне
музыкальные способности, он начал обучать его игре на скрипке. Уже в четыре
года мальчик участвовал в домашних концертах, немногим позже сочинил первую
композицию — «Песню петушка». Отец Анри, понимая недостаточность своих
знаний, начал искать для сына профессиональных учителей. При помощи М. Женена,
мальчик продолжил учиться у Л. Ж. Леклу-Дежонка,
скрипача-профессионала из Вервье. 18 апреля 1827 года Анри выступил в «Большом
вокальном и инструментальном концерте» в Вервье, затем последовали гастроли по
городам Бельгии и Голландии. Юный музыкант обратил на себя внимание известного
скрипача Шарля Берио, который добился для него стипендии короля Нидерландов и
взял с собой вначале в Брюссель, а позже в Париж. Первое выступление Вьётана в
Париже состоялось в 1829 году.
В 1833 году Вьётан начинает
гастрольную деятельность, уже в самом её начале встречая восторженные
отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о
Вьётане, невольно думаешь о Паганини. <…> С первой и до последней ноты мы
словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца». Живя
некоторое время в Вене, он берёт уроки теории музыки у Симона Зехтера, а в 1835
году возвращается в Париж, где совершенствуется как композитор у Антонина
Рейхи. Рейха дал юному Вьётану такую характеристику: «г. Анри Вьётан-сын уже
обладает превосходным талантом как скрипач, одарен также счастливейшими данными
к сочинению музыки, для выявления которых нужно только время и необходимая
поддержка и которыми в будущем он прославит свою страну». К этому времени относятся
первые крупные сочинения Вьётана: концерт fis-moll, изданный как № 2 и
E-dur, известный как Первый концерт, а также фантазии, в частности,
Фантазию-каприс и «Воспоминания о России». Некоторые произведения были написаны
в соавторстве с виолончелистом Франсуа Серве, соотечественником и другом
Вьётана.
В 1844 году Вьётан женился на
пианистке из Вены Жозефине Эдер. Позже она всегда сопровождала мужа в
концертных поездках и нередко аккомпанировала ему. В следующем году Анри Вьётан
наряду с Франсуа Фетисом, Шарлем Ханссенсом и своим учителем Шарлем Берио был
принят в почетные члены Бельгийской королевской академии наук по разряду
искусств.
С 1846 года Вьётан жил и работал в
Санкт-Петербурге, где имел должность солиста Императорских театров и занимался
преподаванием. Проработав в России семь лет, сочинив ряд пьес и Четвертый
концерт, Вьетан вновь вернулся в Париж и продолжил активную концертную
деятельность. Многочисленные гастрольные туры скрипача охватывали не только
Европу, но также Турцию и Америку.
В 1866 году Вьётан лишился отца, а
в 1868 — также и жены. Переживания и утомительные гастроли (только за
шесть месяцев американского турне он дал 121 концерт) сказались на его
здоровье, и он решил сократить концертную деятельность и заняться
педагогической. В 1871 году Вьётан получил место профессора в Брюссельской
консерватории. Среди его учеников самым известным стал бельгийский скрипач,
дирижер и композитор Эжен Изаи. В 1873 году после инсульта и последовавшего
паралича левой половины тела, он вынужден был покинуть свою должность. Частично
восстановив здоровье, Вьётан, тем не менее, отказывается от продолжения карьеры
концертирующего скрипача и занимается композицией и отчасти преподаванием. В
1878 году скрипач поселился в Алжире, где и умер три года спустя от очередного
инсульта.
Вьётан — автор многочисленных
сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: семи
концертов с оркестром, Большой сонаты для фортепиано и скрипки, Сюиты в
старинном стиле, ряда фантазий, вариаций, концертных этюдов, Романсов без слов
и других пьес.
Широкой известностью пользуется его
переложение для скрипки известного романса Алябьева «Соловей».
В 1898 году в Вервье композитору
был поставлен памятник работы скульптора Ромбо. В Бельгии в честь столетия со
дня рождения Анри Вьётана был учрежден конкурс его имени, который с тех пор
проводится регулярно.
Скрипка, на которой играл Вьётан,
Гварнери 1741 года, была выставлена на продажу летом 2010 года. Запрошенная
цена: 18 миллионов долларов. Если найдётся покупатель, готовый заплатить эту
сумму, и сделка состоится, то скрипка Вьётана станет самым дорогим музыкальным
инструментом в мире.
Передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий