Edward MacDowell / Эдуард Мак-Доуэлл
12 Etudes, Op 39 (Избранное)
12 Etudes, Op 39 (Избранное)
Эдуард Александер Мак-Доуэлл по национальности шотландец. Учился в детстве игре на фортепиано у М. Т. Карреньо, в 1876-1878 - у А. Ф. Мармонтеля (фортепиано) и М. Г. О. Савара (композиция) в Парижской консерватории, у К. Хеймана (фортепиано) и И. Раффа (композиция) в консерватории во Франкфурте-на-Майне. В 1881-1882 преподавал фортепианную игру в Дармштадтской консерватории. С 1888 Мак-Доуэлл жил в Бостоне, выступал в авторских концертах. Как композитор сформировался под влиянием эстетических и просветительских идей Ф. Листа, традиций романтиков (принцип синтеза поэзии и музыки), особенно Р. Шумана, а также Э. Грига. Композиторский дебют Мак-Доуэлла в Веймаре («Первая современная сюита», 1883) был одобрен Листом, содействовавшим изданию его ранних произведений. В 1896-1904 возглавлял музыкальную кафедру в Колумбийском университете в Нью-Йорке (первую в США) и был её профессором. В результате конфликта с дирекцией университета, связанного с разработанной им реформой музыкального образования, был вынужден оставить педагогическую деятельность. Прочитанные им лекции изданы посмертно в виде сборника «Критические и исторические этюды» («Critical and historical essays», Boston - N.Y., 1912).
Мак-Доуэлл утверждал, что подлинно национальное музыкальное искусство должно не только использовать музыкальный фольклор, но и воплощать особенности духовного склада, характера, культуры народа и природы страны. Один из основоположников американской профессиональной композиторской школы, Мак-Доуэлл впервые (в крупных формах) обратился к народной национальной (индейской) песенности (тема «Похоронной песни» из 2-й «Индейской сюиты» основана на подлинной записи индейского погребального причитания) и образам американской литературы (романтические новеллы У. Ирвинга, Н. Хоторна, лирич. стихи Г. Лонгфелло, Д. Р. Лоуэлла и др.).
Характерные для Мак-Доуэлла романтическая мечтательность, склонность к отображению идиллических сторон жизни, лирические образы и настроения получили отражение в «Рассказах у камина» (6 пьес, «Fireside Tales», 1902), «Идиллиях Новой Англии» (10 пьес, «New England Idyls», 1902), «Лесных эскизах» (10 пьес, «Woodland sketches», 1896), «Лесных идиллиях» (4 пьесы, «Forest Idyls») и других программных миниатюрах для фортепиано, а также в поэтических вокальных циклах на собственные тексты.
Творчество Мак-Доуэлла завоевало ему широкую прижизненную популярность в США. В симфонических поэмах, оркестровых сюитах, фортепианных концертах и сонатах наиболее ярки лирические эпизоды, особенно связанные с северной романтикой. «Северная» (3-я) и «Кельтская» (4-я) сонаты Мак-Доуэлл посвятил Э. Григу (Мак-Доуэлл называли «американским Григом»). Мелодичность, склонность к романтическому отражению образов природы типичны для его композиторского стиля. Мак-Доуэлл высоко ценил произведения русских композиторов, особенно П. И. Чайковского; ему принадлежат фортепианные переложения оркестровых сочинений А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова. В 1910-1917 Обществом памяти Мак-Доуэлла проводились ежегодные 4-дневные фестивали музыки Мак-Доуэлла в Питерборо (Нью-Хэмпшир)
12 Etudes, Op 39
- Jagdlied (Hunting Song)
- Alla tarantella
- Romanze (Romance)
- Arabeske (Arabesque)
- Waldfahrt (In the Forest)
- Gnomentanz (Dance of the Gnomes)
- Idylle (Idyl)
- Schattentanz (Shadow Dance)
- Intermezzo
- Melodie (Melody)
- Scherzino
12. Ungarisch (Hungarian)
Комментариев нет:
Отправить комментарий