П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky.
Цикл "Времена года" / The Seasons. Январь. У камелька.
Цикл "Времена года" / The Seasons. Январь. У камелька.
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела..."
А.С. Пушкин (Мечтатель)
Камелек -
это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо
очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) нередко собиралась
вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели
песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали
вслух, беседовали. Но в этой пьесе можно
предположить несколько иное настроение. Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела..."
А.С. Пушкин (Мечтатель)
Пьеса
"У камелька" рисует картинку с элегически - мечтательным настроением.
Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации
человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с
расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. О таком эмоциональном
состоянии можно встретить в письмах Чайковского: "Это то меланхолическое
чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял
книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что
так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и
нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и
оглядеться.<...> И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое".
Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком
мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. После него следует
третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с
своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и
картинка исчезает…
Пьеса
написана в сложной трехчастной форме с кодой. Сложность ее в том, что крайние
части сами по себе трехчастны, а материал средней части проводится дважды,
повторяясь в обновленном тонально-гармоническом виде.
Основная тональность пьесы Ля мажор
– удивительно ясная, комфортная. (Н.А. Римский-Корсаков видел цвет этой
тональности розовым, считая его цветом вечной юности). Но уже в первом
предложении возникают мимолетные отклонения. Пока это ближайший круг тональностей:
A-h-E. Но из него в дальнейшем возникнут весьма выразительные и колоритные
тональные «путешествия».
Так, уже в среднем разделе
первой части (11 такт), доминантовый Ми-мажор звучит с VI низкой ступенью
(до бекар). А цепочка терпких задержаний с разрешениями (тт. 14-16) дает
мажорный круг исключительной широты: Ми-мажор → Ля-бемоль-мажор → До-мажор. И
все тональные сдвиги идут по звукам увеличенного трезвучия. Вот уж воистину
широта и свобода полета фантазии, мечты, воспоминаний!
По цветовому спектру Римского-Корсакова,
здесь получается потрясающая по колоритному и образному богатству картина:
E-dur: синий, сапфировый,
ночной, темно-лазурный
As-dur: цвет
серовато-фиолетовый, нежный, мечтательный;
C-dur: белый
И далее: Ре-, До-, Си-мажор – к
основному Ля-мажору мы спускается по лестнице, сверкающей всеми оттенками
мажорных тональностей (18-21 тт.).
Еще увлекательнее тональная
картина второй части. Начинаясь на простом «белом» До-мажорном аккорде она тут
же прячется в ми-минорных пассажах. Но ни До-мажор ни ми-минор для основного
Ля-мажора не являются родственными тональностями. Полет мечты уносит нас очень,
очень далеко…Буквально на другой край квинтового круга - аж в Ля-бемоль-мажор –
тот самый, который, помнится, лишь на мгновение сверкнул в среднем разделе
первой части.
«Второй заход» средней части
снова зыбко колеблется между До-мажором и ми-минором, разрешаясь в по-весеннему
стремительный Си-мажор. Интересно, что по Римскому-Корсакову H-dur – это цвет
зловещих грозовых туч… Но все это лишь мечты и воспоминания: истаивают они
также легко, как и возникли.
И вновь в репризе ясный Ля-мажор
с легкими искрами других мажорных тональностей… С одной лишь небольшой
разницей. Там, где в начале повествование словно обрывается внезапно
нахлынувшей второй частью, здесь, в репризе, - первоначальный мотив взбирается
вверх. Через пару типично «Чайковских» секвенций возникает
жизнеутверждающая верхняя «Ля» - светлая мажорная тоника, которая венчает собой
всю череду пронесшихся воспоминаний. И замиравший в сомнениях ми-минорный мотив
из средней части успокаивается в коде в радушном и мягком «родном»
Ля-мажоре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий