Antonín Dvořák / Антонин
Дворжак
Slavonic Dances / Славянские танцы
«Славянские танцы» (нем. Slavische
Tänze) —
собрание шестнадцати пьес Антонина Дворжака, изданных двумя циклами в 1878 (op. 46) и 1886 (op. 72) годах. Изначально
написанные для фортепиано в четыре руки, они почти сразу были оркестрованы
самим автором и исполняются преимущественно в этом варианте. Принадлежат к
числу самых известных сочинений Дворжака.
Ещё малоизвестный композитор, Дворжак бедствовал и очень нуждался в деньгах.
Это подтверждает выданная ему в Пражском магистрате справка: «Обследование
подтверждает, что у него нет никакого имущества, что, кроме ежегодного
жалования органиста в храме св. Войтеха в размере 126 крон и кроме 60 золотых,
которые он получает за частные уроки ежемесячно, у него нет никаких побочных
доходов.»
Благодаря этой справке в 1874—1878 годах Дворжак получал государственную
артистическую стипендию размером 400 золотых в год. На него обратил внимание
член музыкального жюри И. Брамс.
Тогда же, в 1877 году, супруги Неффы, для которых Дворжак писал «Моравские дуэты»,
втайне от композитора послали экземпляр этого сочинения Брамсу. Последний
обратился к своему издателю Ф. Зимроку,
предложив издавать многообещающего чешского композитора. Зимрок выпустил
«Дуэты», не заплатив, однако, ничего ни Дворжаку, ни автору немецкого текста Й. Срб-Дебрнову.Одновременно
он предложил Дворжаку написать цикл национальных фортепианных произведений по
примеру «Венгерских танцев» Брамса. Само название нового сборника — «Славянские танцы» — принадлежит Зимроку.
Дворжак принял предложение, и за короткое время с середины марта до 7 мая 1878
года создал первую серию «Танцев», как и у Брамса, для фортепиано в четыре
руки. За неё он получил всего 300 марок, но для него это был, по выражению Й. Зубатого, «первый
порядочный гонорар», посему он был чрезвычайно рад. Публика приняла сборник с
восторгом. Весной-летом того же года Дворжак оркестровал его. «Танцы» имели
огромный успех, исполняясь по всей Европе.
Зимрок стал просить продолжения. В письме ему, датированном 16 февраля 1880
года, Дворжак пишет: «Может быть, со славянскими танцами мы могли бы
повременить хотя бы до осени? Сейчас я чувствую потребность написать что-нибудь
серьёзное…».Ожидание затянулось, Зимрок настаивал всё твёрже. В 1885 году,
встретившись в Карловых Варах, композитор и издатель договорились, что «Танцы»
будут готовы летом 1886 года. Весной Зимрок рассердился на Дворжака за то, что
тот продал «Святую Людмилу» лондонской фирме Новелло в обход соглашения с ним и
утверждал, что он постоянно требует слишком высокий гонорар, однако Дворжак
объяснил ему, что делает это исключительно чтобы прокормить свою семью, ссоры
не вышло. Вторую серию «Танцев» op. 72 композитор писал с
начала июня по 9 июля 1886 года, сочинив их снова для фортепиано в четыре руки.
В письме от 21 октября Зимрок сообщает ему, что сборник вышел из печати и
настаивает на его оркестровке: «Они так хороши для
оркестра, как только можно себе представить! Гром и молния! Если Вы не сделаете
этого сами, то я вынужден буду попросить кого-нибудь другого». В декабре
Дворжак оркестровал вторую серию.
Opus 46 (B.78, B.83)
В первом сборнике все танцы, кроме украинской думки, — чешские.
- № 1 C-dur. Presto (фуриант).
- № 2 e-moll. Allegretto scherzando
(думка).
- № 3 As-dur. Poco allegro (полька).
- № 4 F-dur. Tempo di minuetto (соуседска).
- № 5 A-dur. Allegro vivace (скочна).
- № 6 D-dur. Allegretto scherzando
(соуседска).
- № 7 c-moll. Allegro assai (скочна).
- № 8 g-moll. Presto (фуриант).
Opus 72 (B.145, B.147)
Второй сборник содержит больше нечешских танцев, чем чешских. Из-за этого
Дворжака обвиняли в том, что он будто бы слишком мало связывает себя со своей
родиной, а лишь ищет славы за рубежом. Одземек — танец словацкий, думка — украинский, полонез — как явствует из
названия, польский, коло —
сербский. Чешскими являются стародавний, скочна, соуседска и шпацирка.
Нумерация танцев второго сборника иногда самостоятельна, а иногда продолжает
нумерацию первого. Часто
даются оба номера.
- № 1 (9) H-dur. Allegro vivace. Meno
mosso. Allegro vivace (одземек).
- № 2 (10) e-moll. Allegretto grazioso
(стародавний).
- № 3 (11) F-dur. Allegro (скочна).
- № 4 (12) Des-dur. Allegretto grazioso
(думка).
- № 5 (13) b-moll. Poco adagio. Vivace
(шпацирка).
- № 6 (14) B-dur. Moderato, quasi minuetto
(стародавний).
- № 7 (15) C-dur. Allegro vivace (коло).
- № 8 (16) As-dur. Grazioso e lento, ma non troppo, quasi tempo di valse (соуседска).
«Славянские танцы» — наиболее популярное сочинение
Дворжака: оно в равной мере восхищает и широчайшие круги любителей музыки, и
профессионалов-музыкантов. «Славянские танцы» отличает динамичность развития,
полного увлекательных «неожиданностей», изобретательность композиции, широта
симфонического дыхания, но главное — поэтическое претворение танцевальных
образов, в которых отразились жизнь, быт, характер народа.
PS. В оригинале тональность e moll
Комментариев нет:
Отправить комментарий