Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

суббота, 23 января 2016 г.

А. Н. Серов. Песня Ерёмки из оперы "Вражья сила" Широкая масленица

                    Александр Николаевич Серов
             Песня Ерёмки из оперы "Вражья сила"
                         "Широкая масленица..."

Вся жизнь его была служением искусству, и ему он принес в жертву все остальное...
В. Стасов
Александр Николаевич Серов (рус. дореф. Александръ Николаевичъ Сѣровъ; 11 [23] января 1820 — 20 января [1 февраля] 1871) — русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.
А. Серов — известный русский композитор, выдающийся музыкальный критик, один из основоположников отечественного музыкознания. Его перу принадлежат 3 оперы, 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыка к драматическим спектаклям, обработки народных песен. Он — автор значительного числа музыкально-критических работ.
Серов родился в семье крупного правительственного чиновника. С раннего детства у мальчика проявились разнообразные художественные склонности и увлечения, которые всемерно поощрялись родителями. Правда, значительно позднее отец станет резко противиться — вплоть до серьезного конфликта — музыкальным занятиям сына, считая их абсолютно бесперспективными.
В 1835-40 гг. Серов обучался в Училище правоведения. Там состоялось его знакомство с В. Стасовым, переросшее вскоре в горячую дружбу. Переписка Серова и Стасова тех лет — поразительный документ становления и развития будущих корифеев русской музыкальной критики. «Для нас обоих», — писал Стасов после смерти Серова, — «эта переписка имела очень важное значение — мы помогали друг другу образоваться не только в музыкальном, но и во всех других отношениях». В те годы проявились и исполнительские способности Серова: он успешно учился игре на фортепиано и виолончели, причем последнюю начал осваивать только в училище. После завершения образования началась служебная деятельность. Сенат, Министерство юстиции, служба в Симферополе и Пскове, Министерство внутренних дел, Петербургский почтамт, где он, свободно владевший несколькими европейскими языками, числился цензором иностранной корреспонденции — вот вехи из весьма скромной карьеры Серова, не имевшей, впрочем, для него, за исключением заработка, какого-либо серьезного значения. Главным и определяющим была музыка, которой он желал посвятить всего себя без остатка.
Композиторское взросление Серова проходило трудно и медленно, это было связано с отсутствием надлежащей профессиональной подготовки. К началу 40-х гг. относятся его первые опусы: 2 сонаты, романсы, а также фортепианные переложения великих творений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов-классиков. Уже в то время Серова увлекают оперные замыслы, правда так и оставшиеся неосуществленными. Самой значительной из незавершенных работ была опера «Майская ночь» (по Н. Гоголю). Из нее до наших дней дошел только один эпизод — Молитва Ганны, которая была первым произведением Серова, исполненным в публичном концерте в 1851 г. В том же году состоялся и его дебют на критическом поприще. В одной из статей Серов сформулировал свою задачу как критика: «Музыкальная образованность в массе русских читателей распространена чрезвычайно мало... Но ведь надо же стараться о распространении этой образованности, надо же заботиться об том, чтоб наша читающая публика имела верные понятия о всех, хотя главнейших сторонах музыкального дела, так как без этих сведений невозможен сколько-нибудь верный взгляд на музыку, ее сочинителей и исполнителей». Интересно, что именно Серов ввел в русскую литературу термин «музыкознание». Множество злободневных вопросов современной русской и зарубежной музыки поднято в его работах: творчество Глинки и Вагнера, Моцарта и Бетховена, Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки» и т. п. В начале становления Новой русской музыкальной школы он был тесно с ней связан, однако вскоре пути Серова и кучкистов разошлись, их отношения стали враждебными, это привело и к разрыву со Стасовым.
Бурная публицистическая деятельность, отнимавшая у Серова очень много времени, тем не менее не ослабила его желания сочинять музыку. «Я доставил себе», — писал он в 1860 г., — «некоторую известность, составив себе имя музыкальными критиками, писательством о музыке, но главная задача моей жизни будет не в этом, а в творчестве музыкальном». 60-е гг. стали десятилетием, принесшим славу Серову-композитору. В 1862 г. завершена опера «Юдифь», в основу либретто которой была положена одноименная пьеса итальянского драматурга П. Джакометти. В 1865 г. — «Рогнеда», посвященная событиям из истории Древней Руси. Последней оперой стала «Вражья сила» (смерть оборвала работу, оперу заканчивали В. Серова, жена композитора, и Н. Соловьев), создававшаяся по драме А. Н. Островского «Не так живи, как хочется».
Все оперы Серова были поставлены в Петербурге на сцене Мариинского театра и имели шумный успех. В них композитор пытался соединить драматургические принципы Вагнера и начинающей формироваться национальной оперной традиции. «Юдифь» и «Рогнеда» создавались и впервые ставились на сцене на том рубеже, когда были уже написаны гениальные сценические творения Глинки и Даргомыжского (кроме «Каменного гостя») и еще не появились оперы композиторов-«кучкистов» и П. Чайковского. Серову не удалось создать свой законченный стиль. В его операх немало эклектики, хотя в лучших эпизодах, особенно изображающих народную жизнь, он достигает большой выразительности и красочности. Со временем Серов-критик затмил Серова-композитора. Однако это никак не может перечеркнуть то ценное, что есть в его музыке действительно талантливого и оригинального.
А. Назаров

Первая постановка оперы «Вражья сила» не имела успеха. Среда, в которой развертывается действие, демократизм музыкального языка, простота самой драмы не только оттолкнули поклонников «изящного», но вызвали раскол и среди артистов. А. Вольф сообщает в «Хронике Петербургских театров», что даже такая выдающаяся артистка, как Е. Лавровская, для которой Серов писал партию Груни, не поняла ее: «Артистке казалось странным и даже несовместимым с ее достоинством изображать пьяную бабу». Так же и Сариотти не понял партии Еремки, превратив его в какое-то инфернальное существо. Понимание пришло к «Вражьей силе» позднее, когда реалистическое начало, представленное операми Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, утвердилось на русской сцене. Решающую роль в успехе «Вражьей силы» сыграли талантливые певцы, и прежде всего Ф. Стравинский, в 1879 г. впервые исполнивший партию Еремки и до конца жизни с ней не расстававшийся. Вот как описывает Э. Старк артиста: «Внешность его была настолько характерна, что, когда Еремка появлялся впервые среди толпы народа, заполнявшей собой постоялый двор, он тотчас же привлекал к себе внимание зрителей. Маленький — Стравинский удивительно скрадывал здесь свой рост,— горбатый, с головой, ушедшей в плечи, лоб наполовину закрыт беспорядочно спутанными волосами, красный нос, выдающий собою записного пьяницу; хитрые глаза, резко выделяющиеся на потемневшем от загара и грязи лице, то и дело бегают по сторонам; редкая, наполовину точно выдранная борода, невообразимо затасканный зипун... Приседающая походка, угловатые, резкие жесты — таков был этот кузнец с постоялого двора. Еремка... ловкий проныра, умеющий извлечь пользу из ситуации, свидетелем которой он случайно оказался... Таким его и играл Стравинский, выразительно оттеняя в нем черты балагурства. В исполнении песни „Широкая масленица"'певец передавал безудержную радость забубенного гуляки по случаю предстоящего праздника, а затем — горесть не успевшего нагуляться всласть человека». Стравинский не спешил раскрыть злобную натуру своего героя: поначалу он весельчак и потешник, безобидный пропойца. «В следующей картине, в сцене с Петром, когда Еремка внушал ему мысль об убийстве жены, Стравинский бесподобно вскрывал сущность Еремки». Каждая реплика, каждая интонация артиста убеждала и покоряла. В его передаче Еремка оказался самым ярким действующим лицом, вокруг которого группировались остальные. (При возобновлении оперы в 1879 г. хоровые народные сцены, в которых царил этот персонаж, были поставлены более удачно.) В сознании современников образ, созданный Стравинским, был непревзойденным по силе реализма. Но в спектакле были и другие артистические удачи: М. Славина — Груня, И. Прянишников — Петр.

Новый этап сценической истории «Вражьей силы» связан с Ф. Шаляпиным. Впервые выступив в партии Еремки на сцене Московской частной оперы (тогда исполнялось только II д.), Шаляпин затем создал эту роль в 1902 г. в Большом театре. Он продолжал работать над ней всю жизнь, заново поставил оперу в Петрограде после Октябрьской революции. Партия Еремки принадлежит к высшим музыкально-сценическим завоеваниям артиста. Шаляпин раскрывал образ Еремки как порождение социального бесправия, темноты и рабства. Они-то и воспитали звериную хитрость, злобу, изворотливость, готовность идти ради денег на все. Но и помимо корысти в рабьей душе Еремки живет ненависть к людям, которым он хочет отомстить за свое уродство. Б. Асафьев писал: «Подход Шаляпина к воплощению Еремки проникнут причудливой, злой скоморошьей повадкой. Злой, потому что Еремка — не бескорыстный художник. Сперва он только приглядывается и прислушивается. Цель его — вырвать у купца лишний алтын на выпивку. Он еще и сам не знает, что сделает с купцом и на что его направит. И только когда алтыны выжаты в достаточной мере, Еремка, уже как мастер своего искусства, увлекается самым процессом творчества и импровизирует ход наговоров и изветов со сладострастием профессионального душегуба, доводя Петра до неизбежности убийства... он страшен как ловец души человеческой, обнажая весь срам пропойцы в его безудержном падении к бездне подлости». Весь спектакль, поставленный Шаляпиным в 1920 г., был выдержан в тонах высокого реализма (художник Б. Кустодиев).

 



 
 
Потешу я свою хозяйку –
Возьму я в руку балалайку...
Широкая Масленица? Ты с чем пришла?
Со веселием, да с радостью,
И со всякими сладостями,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими,
С скоморохами-гудошниками,
С дударем да с волынками,
Со пивами ячменными.
Со медами свяченными...
Широкая Масленица!
Ты зачем пришла?
Поиграть, позабавиться
С молодыми, со молодками,
Покататься да потешиться
С бубенцами валдайскими...
Широкая Масленица! Ты с чем уйдешь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города
На санях на соломенных
Да с упряжкой мочальною...
Велики мои проводы –
С бородою кудельною,
С головою похмельною,
С кафтанами пропитыми
Да с носами разбитыми...
Широкая Масленица!
 
            Федор Иванович Шаляпин в роли Ерёмки


Головин Александр Яковлевич - Портрет артиста Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна


Валентин Серов Юдифь(1898) Эскиз костюма Олоферна для Ф.И. Шаляпина.
 
Борис КУСТОДИЕВ 1878 1927 Портрет Шаляпина
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий