Zòltan Kodàly / Золтан Кодай
Viennese Musical Clock / Венские музыкальные часы
Комическая опера, состоящая из четырех приключений, пролога и эпилога. Либретто Белы Паулини и Жолта Харшани по мотивам поэмы Яноша Гараи.
Премьера — 16 октября 1926 г. в Будапеште.
«…Оркестровая сюита Золтана Кодая «Хари Янош» (1927), начинается симфоническим воспроизведением колоссального чиханья (соn moto, tranquillo, molto moderato), играющего особенную и содержательно-знаковую роль для понимания сюиты93. Сюжет последней (также, как и сюжет одноименной оперы Кодая) построен как ряд рассказов героя, Хари Яноша, — венгерского Мюнхгаузена, о якобы случившихся с ним необычайных приключениях (взаимной любви Яноша и прекрасной принцессы, подвигах на войне, почестях, оказанных герою при королевском дворе, и т. д.). Симфоническое «чиханье», предваряющее эти повествования, заставляет видеть в них, на первый взгляд, как будто бы только гротеск и авторскую иронию, однако допускает и иную интерпретацию, «переадресовывающую» гротеск не в адрес рассказчика, а в адрес тех, кто этим рассказам не верит или, точнее, не хочет верить в их возможность а рriori. События, о которых повествует Янош, кажутся фантастичными и неправдоподобными в рамках трезвой и скучной повседневности, но, может быть, истинны с некой другой, более возвышенной точки зрения, как (хочется думать) истинны любые мечты о любви, красоте и справедливости. Можно сказать, что если герой и не говорит в данном случае всей правды, то правда в его рассказе, во всяком случае, говорит сама за себя…»
Viennese Musical Clock / Венские музыкальные часы
Háry János Suite
Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря
особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями
венгерской души: героической лирике, восточному богатству фантазии, сжатости и
дисциплинированности выражения, а больше всего благодаря буйному цветению
мелодий.
Б. Сабольчи
Б. Сабольчи
З. Кодай — выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист —
глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с
исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной
культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела
огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы.
Как и Б. Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого
претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского
крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной
выразительности.
Кодай начал заниматься музыкой под руководством матери, участвовал в
традиционных семейных музыкальных вечерах. В 1904 г. он окончил Будапештскую
музыкальную академию с дипломом композитора. Кодай получил также
университетское образование (литература, эстетика, языкознание). С 1905 г. он
начал собирать и изучать венгерские народные песни. Знакомство с Бартоком
перешло в крепкую многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество в сфере
научной фольклористики. Завершив образование, Кодай отправился в Берлин и Париж
(1906-07), где изучал западноевропейскую музыкальную культуру. В 1907-19 гг.
Кодай — профессор Будапештской музыкальной академии (класс теории, композиции).
В эти годы его деятельность развертывается во многих областях: он пишет музыку;
продолжает систематическое собирание и исследование венгерского крестьянского
фольклора, выступает в печати как музыковед и критик, активно участвует в
музыкально-общественной жизни страны. В сочинениях Кодая 1910-х гг. —
фортепианных и вокальных циклах, квартетах, камерно-инструментальных ансамблях
— органично сочетаются традиции классической музыки, творческое претворение
особенностей венгерского крестьянского фольклора и современные новации в
области музыкального языка. Его произведения получают противоречивые оценки
критики и музыкальной общественности Венгрии. Консервативная часть слушателей и
критиков видит в Кодае только ниспровергателя традиций. дерзкого
экспериментатора и лишь немногие дальновидные музыканты связывают с его именем
будущее новой венгерской композиторской школы.
В период образования Венгерской республики (1919) Кодай был заместителем
директора Государственной высшей школы музыкального искусства им. Ф. Листа (так
была переименована музыкальная академия); вместе с Бартоком и Э. Донаньи он
вошел в состав музыкальной Директории, ставившей своей целью преобразование
музыкальной жизни страны. За эту деятельность при хортистском режиме Кодай
подвергся гонениям и был на 2 года отстранен от работы в школе (он вновь
преподавал композицию в 1921-40 гг.). 20-30-е гг. — период расцвета творчества
Кодая, он создает произведения, принесшие ему мировую известность и признание:
«Венгерский псалом» для хора, оркестра и солиста (1923); оперу «Секейская
прядильня» (1924, 2-я ред. 1932); героико-комическую оперу «Хари Янош» (1926).
«Те Deum Будайской крепости» для солистов, хора, органа и оркестра (1936);
Концерт для оркестра (1939); «Танцы из Марошсека» (1930) и «Танцы из Таланты»
(1939) для оркестра и др. Одновременно Кодай продолжал активную
научно-исследовательскую деятельность в области фольклористики. Он разработал
свой метод массового музыкального просвещения и воспитания, основой которого
стало постижение народной музыки с самых ранних лет, впитывание ее как родного
музыкального языка. Метод Кодая получил широкое признание и развитие не только
в Венгрии, но и во многих других странах. Его перу принадлежит 200 книг,
статей, методических пособий, в том числе монография «Венгерская народная
музыка» (1937, переведена на русск. яз.). Кодай был также президентом
Международного совета по народной музыке (1963-67).
В течение долгих лет Кодай сохранял творческую активность. Среди его
сочинений послевоенного периода получили известность опера «Цинка Панна»
(1948), Симфония (1961), кантата «Каллаи Кеттеш» (1950). Кодай выступал также в
качестве дирижера с исполнением собственных произведений. Он побывал во многих
странах, дважды приезжал в СССР (1947, 1963).
Характеризуя творчество Кодая, его друг и соратник Бела Барток писал: «Эти
сочинения — исповедь венгерской души. Внешне это объясняется тем, что
творчество Кодая уходит своими корнями исключительно в венгерскую народную
музыку. Внутренняя же причина — безграничная вера Кодая в творческую силу
своего народа и его будущее».
А. МалинковскаяКомическая опера, состоящая из четырех приключений, пролога и эпилога. Либретто Белы Паулини и Жолта Харшани по мотивам поэмы Яноша Гараи.
Премьера — 16 октября 1926 г. в Будапеште.
«…Оркестровая сюита Золтана Кодая «Хари Янош» (1927), начинается симфоническим воспроизведением колоссального чиханья (соn moto, tranquillo, molto moderato), играющего особенную и содержательно-знаковую роль для понимания сюиты93. Сюжет последней (также, как и сюжет одноименной оперы Кодая) построен как ряд рассказов героя, Хари Яноша, — венгерского Мюнхгаузена, о якобы случившихся с ним необычайных приключениях (взаимной любви Яноша и прекрасной принцессы, подвигах на войне, почестях, оказанных герою при королевском дворе, и т. д.). Симфоническое «чиханье», предваряющее эти повествования, заставляет видеть в них, на первый взгляд, как будто бы только гротеск и авторскую иронию, однако допускает и иную интерпретацию, «переадресовывающую» гротеск не в адрес рассказчика, а в адрес тех, кто этим рассказам не верит или, точнее, не хочет верить в их возможность а рriori. События, о которых повествует Янош, кажутся фантастичными и неправдоподобными в рамках трезвой и скучной повседневности, но, может быть, истинны с некой другой, более возвышенной точки зрения, как (хочется думать) истинны любые мечты о любви, красоте и справедливости. Можно сказать, что если герой и не говорит в данном случае всей правды, то правда в его рассказе, во всяком случае, говорит сама за себя…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий