Gioachino Rossini / Джоаккино Россини
Une Larme(Слеза)
Модест Петрович Мусоргский / Modest Mussorgsky
Слеза (Une Larme)
Gioachino Rossini «Une Larme» Дж.Россини «Слеза»
Théme et variations Вариации для виолончели и струнных
Nr. 10 from the IX Album of
Une Larme(Слеза)
Модест Петрович Мусоргский / Modest Mussorgsky
Слеза (Une Larme)
Gioachino Rossini «Une Larme» Дж.Россини «Слеза»
Théme et variations Вариации для виолончели и струнных
Nr. 10 from the IX Album of
"Péchés de vieillesse" Грехи моей старости- 166 фортепианных пьес, романсов и др. (1855-1868).
18. Nov. 1858
Самобытно
проявилось в области фортепианного искусства гениальное дарование Модеста
Петровича Мусоргского (1839—1881). Его учителем фортепианной игры был А. А.
Герке. Мусоргский превосходно владел инструментом. Он не только обладал
значительной техникой, но и великолепно импровизировал, мастерски читал с листа
и аккомпанировал. В его исполнительском искусстве отчетливо проявилась тяга к
воспроизведению характерных образов, что было присуще и его творчеству.
Современники писали о способности Мусоргского-исполнителя правдиво и
естественно передавать самые различные душевные состояния. Проявлялось это не
только во время публичных концертов, но и в кругу друзей, где он часто
импровизировал, воспроизводя на инструменте разные жизненные сценки. Пианист Н.
Лавров говорил, что Мусоргский поразил его «необыкновенной картинностью» своей
игры и наличием в ней «изумительного совершенства звукоподражания». (Особенно
отмечалось исполнение «Бури» — одного из последних, оставшегося незаписанным,
сочинений композитора — и сопровождения к «Песне о блохе».) Другой современник
вспоминал: «Трудно себе представить, что выходило у него из „Славься,
славься",— старые виртовские клавиши гудели, как колокола, и гремели, как
медный оркестр».
Мусоргский много аккомпанировал певцам. Д. М. Леонова говорила, что «он довел
„аккомпанемент" до той степени художественного совершенства, до той
виртуозности, о которых до него не имел представления ни один музыкант,
выступавший на концертной эстраде. Он своим аккомпанементом сказал
действительно „новое слово" и показал, как велико его значение в отношении
цельности художественного исполнения. Аккомпанировать после него сделалось
трудным, серьезным делом, и вот почему артисты преимущественно всегда желали
петь в концертах с сопровождением М. П. Мусоргского, и потому-то ни один
мало-мальски серьезный концерт не обходился без его участия».
Мусоргский постоянно выступал в концертах, организовывавшихся студентами в
пользу их неимущих товарищей. «Будучи сам беден, как Иов,— вспоминает один из
организаторов таких концертов,— он, когда дело касалось благотворительности,
все-таки за свой труд никогда не брал денег».
Во многих отзывах говорится о том, какое громадное впечатление производила на
слушателей игра Мусоргского. Вот один из них: «Леонова проникновенно пела
созданные им за это время вещи: отрывки из „Хованщины", „Песню о
блохе" (посвященную ей), песню Марфы и т. п. Мы все были свидетелями
вдохновения, экстаза этого гения. Казалось, в его игре композитор оспаривал
пальму первенства у артиста-исполнителя. Наконец прозвучали последние могучие
аккорды. Нас всех пронизала сильная дрожь. Никто не решался прервать молчания.
Стоявшая до тех пор неподвижно у рояля Леонова быстро повернулась и удалилась
еле слышными шагами вглубь комнаты. По ее лицу текли слезы. Горбунов сидел
неподвижно, весь съежившись, уронив свою массивную голову на колени. Все
застыли на своих местах».
В 1879 году Мусоргский совершил концертную поездку с Леоновой по югу России. Он
не только аккомпанировал, но и играл solo. При его феноменальной памяти и
мастерском владении инструментом ему, конечно, ничего не стоило подготовить для
этих концертов какие-нибудь пьесы из ходового пианистического репертуара. Но он
предпочел выступить пропагандистом собственных сочинений, преимущественно опер,
музыка которых в те времена была еще мало известна (особенно в провинциальных
городах, где не было оперных театров). Мусоргский играл, как значилось на
афише, «Рассвет на Москве [-реке]», «Венчание царя Бориса под великим
колокольным звоном, при народном славлении» и другие оперные фрагменты.
А. Алексеев –
История фортепианного искусства
Комментариев нет:
Отправить комментарий