George Frideric Handel /Георг Фридрих Гендель
Оратория "Соломон" The Arrival Of The Queen Of Sheba / Прибытие царицы Савской.
Оратория "Соломон" The Arrival Of The Queen Of Sheba / Прибытие царицы Савской.
Георг Фридрих Гендель -
один из великих композиторов эпохи барокко. Его оперное творчество очень велико
, но также и ораториальное полно превосходных шедевров. Среди его лучших
оратории - утопии , стоит отметить ораторию Соломон . Музыкальный образ
царства-утопии развернут в трех планах , которым соответствуют и три части
оратории - 1 Брак , семья . 2. Правосудие . 3 . Строительство. Сильные в
техническом и мелодическом плане арии и речитативы , делают ораторию прекрасным
шедевром .Высокая , патетическая страсть , которой проникнута оратория
заставляет слушателя погрузится в мир музыки Генделя , в мир музыки Барокко.
Также в оратории, Гендель дает прекрасные дуэты и терцетто .Они наполнены
высоким, духовным смыслом . Борьба двух и трех голосов у Генделя ,
настолько выразительно показана , что мы можем сказать что слушаем высокую фугу
, которую поют люди своими божественными голосами .
Ораторию
"Соломон" Гендель написал в 1748 году — то есть уже и на склоне жизни
(которой оставалось чуть больше десяти лет), и, соответственно, почти в финале
своего грандиозного многолетнего эксперимента по созданию английской оратории.
Странный для Британии жанр, да и противоречивый на первый взгляд: корни
католические, ближайшие примеры лютеранские, сюжеты вроде бы священные, но
музыкальный язык ох как далек от простодушной аскезы традиционной церковной
музыки. В основном оратории "давались" в Великий пост в качестве
альтернативы запрещенным оперным спектаклям — но исполнялись не в церкви, а на
той же театральной сцене, только без декораций и костюмов. Наконец, многих
вводил в смущение тот факт, что из двадцати пяти английских ораторий Генделя
чисто христианские сюжеты только у двух — все остальные (за вычетом редких
светских сюжетов) имеют дело с ветхозаветными событиями и персонажами.
Злопыхатели утверждали, что композитор хотел тем самым привлечь на
представления богатых еврейских коммерсантов, что, может быть, не вполне лишено
основания (как и возможные аллюзии на политическую злобу дня в случае многих
ораторий). Но при этом ясно, что ветхозаветная история с ее героическими
фигурами ему просто искренне нравилась своей раскатистой эпичностью. Во всяком случае,
персонажи его ораторий часто бывают куда более убедительны психологически и
драматургически, чем герои его же итальянских опер.Часто, хотя и не всегда, в
том же "Соломоне", особенной драмы нет. Если не считать центрального
эпизода, знаменитого "соломонова решения" по делу о двух женщинах, не
поделивших ребенка, который обрамлен двумя статичными картинами всяческого
благополучия израильского царя. Построил храм, удачно женился; впечатлил царицу
Савскую своей роскошью и мудростью. Но по части музыкальных красот — будь то
грандиозные хоры или ювелирно отделанные арии — "Соломон"
действительно удача редкостная.
Музыка была написана между 5 Мая и 13 июня 1748
года, а первое исполнение состоялось 17 марта 1749 года в Королевском Театре в
Лондоне. В главной партии пела Катерина Галли (Caterina Galli).
Царь
Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало
«Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет.
Чаще всего годами его правления называют 972–932 годы до н.э., и это время
знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским
именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он
вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в
первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость,
организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил
флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами,
воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.
Однажды слухи о
мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы
савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой
Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие
города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал
прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая
богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими
глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его
удивительном уме и божественной премудрости.
Она собралась в путь в
сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных
подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями,
редчайшим красным деревом и благовонными маслами.
По легенде, Соломон
встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды.
Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней
предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной
Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни
одного гостя.
Говорили, что он сразу
же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней,
беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал
выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и
щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что
уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий