Wolfgang Amadeus Mozart
Bundeslied, KV.623a Песня дружбы
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.
Семь последних лет своей жизни, с 1784 года и до самой смерти, композитор Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Масонство сыграло важную роль в его жизни и творчестве.
14 декабря 1784 года Моцарт прошёл посвящение в степень ученика, а к 1785 году уже был инициирован в степень мастера-масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), которого посвятили в степень мастера через 16 дней с момента вступления в ложу.
Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга — Леопольд Моцарт (в 1787 году)
Став мастером-масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн:
Среди работ Моцарта посвящённых масонству преобладают
вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других
случаях — это составные части кантат. Музыковеды отмечают характерные
признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость
трехголосия, несколько риторический общий характер».
Среди них такие сочинения, как:
По материалам Википедии
Музыка гимна Австрии взята из последнего произведения Вольфганга Амадея
Моцарта, (приложения) «Масонской кантаты» (нем. Freimaurerkantate), законченного им за
19 дней до смерти, 5 декабря 1791 года. В современном музыковедении
считается, однако, что именно эта мелодия написана не Моцартом, а его товарищем
по масонской ложе Иоганном Хольцером. Для современного оркестрового состава
мелодия конца XVIII века была аранжирована Максом Шёнхерром. Слова гимна были
написаны Паулой фон Прерадович и утверждены на конкурсной основе в 1947 г.
Bundeslied, KV.623a Песня дружбы
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.
Семь последних лет своей жизни, с 1784 года и до самой смерти, композитор Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Масонство сыграло важную роль в его жизни и творчестве.
14 декабря 1784 года Моцарт прошёл посвящение в степень ученика, а к 1785 году уже был инициирован в степень мастера-масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), которого посвятили в степень мастера через 16 дней с момента вступления в ложу.
Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга — Леопольд Моцарт (в 1787 году)
Став мастером-масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн:
«Масонство воплощало для него стремление к нравственному очищению, труд на благо человечества, примирение со смертью. При этом надо подчеркнуть, что такую артистическую натуру, как Моцарт, могла привлекать и тщательно разработанная символика масонства. Символика католической церкви, ее церемониал были Моцарту хорошо известны. А вот таинственные символы ложи были ему внове. Его как ребенка забавляли некоторые особенности масонских обрядов, и это вполне отвечает его характеру» |
Среди них такие сочинения, как:
- «Погребальная
масонская музыка» (K.477/479a)
- Адажио
для двух бассетгорнов и фагота Фа мажор. (K.410/484d) Использовалось для
сопровождения ритуальных масонских процессий.
- Адажио
для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов Си мажор (K.411/484a) для вступления
в ложу братьев ложи.
- Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.» Ми мажор,
(K.471)
- Адажио и
фуга До минор для струнного оркестра, (K.546)
- Адажио и
Рондо До минор для флейты, гобоя, альта, виолончели и стеклянной гармоники,
(K.617)
- Маленькая
Кантата «Laut verkünde unsre Freude» (K.623), и другие.
По материалам Википедии
Brüder, reicht die Hand zum Bunde!
Diese schöne Feierstunde
Führ uns hin zu lichten Höhn!
Laßt, was irdisch ist, entfliehen,
Unsrer Freundschaft Harmonien
/: Dauern ewig, fest und schön. :/
Diese schöne Feierstunde
Führ uns hin zu lichten Höhn!
Laßt, was irdisch ist, entfliehen,
Unsrer Freundschaft Harmonien
/: Dauern ewig, fest und schön. :/
Preis und Dank dem Weltenmeister,
Der die Herzen, der die Geister
Für ein ewig Wirken schuf!
Licht und Recht und Tugend schaffen
Durch der Wahrheit heil'ge Waffen,
/: Sei uns göttlicher Beruf. :/
Der die Herzen, der die Geister
Für ein ewig Wirken schuf!
Licht und Recht und Tugend schaffen
Durch der Wahrheit heil'ge Waffen,
/: Sei uns göttlicher Beruf. :/
Ihr, auf diesem Stern die Besten,
Menschen all im Ost und Westen
Wie im Süden und im Nord!
Wahrheit suchen, Tugend üben,
Gott und Menschen herzlich lieben,
/: Das sei unser Lösungswort. :/
Menschen all im Ost und Westen
Wie im Süden und im Nord!
Wahrheit suchen, Tugend üben,
Gott und Menschen herzlich lieben,
/: Das sei unser Lösungswort. :/
Комментариев нет:
Отправить комментарий