Vincenzo Bellini / Винченцо Беллини. Oboe Concerto Es Dur
M.Glinka/М.Глинка.Rondo Brillante / Блестящее рондо на тему из оперы «Монтекки и Капулетти» В. Беллини
...Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!
Дж. Верди
M.Glinka/М.Глинка.Rondo Brillante / Блестящее рондо на тему из оперы «Монтекки и Капулетти» В. Беллини
...Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!
Дж. Верди
Винченцо Сальваторе Кармело
Франческо Беллини (итал. Vincenzo Salvatore
Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801 , Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.
Итальянский композитор В. Беллини вошел в историю музыкальной культуры как
выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекрасное
пение. На обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни
композитора в его честь, краткая надпись гласила: «Творец итальянских мелодий».
Его славу не мог затмить даже гений Дж. Россини. Необыкновенный мелодический
дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные и исполненные
сокровенного лиризма интонации, способные воздействовать на самый широкий круг
слушателей. Музыку Беллини, несмотря на отсутствие в ней всестороннего
мастерства, любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист создали ряд
произведений на темы из опер итальянского композитора. В его произведениях
блистали такие выдающиеся певцы XIX в., как П. Виардо, сестры Гризи, М.
Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини А. Тамбурини и др. Беллини родился в семье
музыкантов. Музыкальное образование он получил в неаполитанской консерватории
Сан-Себастьяно. Ученик известного тогда композитора Н. Цингарелли, Беллини
очень скоро начал искать свой путь в искусстве. И его короткая, всего лишь
десятилетняя (1825-35) композиторская деятельность стала особой страницей в
итальянской опере.
В отличие от прочих итальянских композиторов Беллини был совершенно
равнодушен к опере-buffa, этому излюбленному национальному жанру. Уже в первом
произведении — опере «Адельсон и Сальвини» (1825), с которым он дебютировал в
консерваторском театре Неаполя, ярко проявилось лирическое дарование
композитора. Имя Беллини приобрело широкую известность после постановки оперы
«Бианка и Фернандо» неаполитанским театром Сан-Карло (1826). Затем с огромным
успехом в миланском театре Ла Скала проходят премьеры опер «Пират» (1827) и
«Чужестранка» (1829). С восторгом встречает публика спектакль «Капулети и
Монтекки» (1830), впервые поставленный на сцене венецианского театра Фениче. В
этих произведениях нашли горячее и искреннее выражение патриотические идеи,
созвучные новой волне национально-освободительного движения, начавшейся в
Италии в 30-е гг. прошлого века. Поэтому многие премьеры опер Беллини
сопровождались патриотическими манифестациями, а мелодии из его произведений
напевали на улицах итальянских городов не только завсегдатаи театров, но и
мастеровые, рабочие, дети.
Слава композитора еще больше упрочилась после создания опер «Сомнамбула»
(1831) и «Норма» (1831), она выходит за пределы Италии. В 1833 г. состоялась
поездка композитора в Лондон, где он с успехом дирижировал своими операми.
Впечатление, производимое его сочинениями на И. В. Гете, Ф. Шопена, Н.
Станкевича, Т. Грановского, Т. Шевченко, свидетельствует об их значительном
месте в европейском искусстве XIX столетия.
Незадолго до смерти Беллини переехал в Париж (1834). Там для Итальянского
оперного театра он создал свое последнее произведение — оперу «Пуритане»
(1835), о премьере которой дал блестящий отзыв Россини.
По количеству созданных опер Беллини уступает Россини и Г. Доницетти — перу
композитора принадлежит 11 музыкально-сценических произведений. Он работал не
так легко и быстро, как его прославленные соотечественники. Во многом это было
связано с методом работы Беллини, о котором он рассказывает в одном из своих
писем. Вчитывание в либретто, проникновение в психологию персонажей, актерское
перевоплощение в характер, поиск речевого, а затем музыкального выражения
чувств — таков путь, начертанный композитором.
В создании романтической музыкальной драмы подлинным единомышленником
Беллини оказался поэт Ф. Романи, ставший его постоянным либреттистом. В содружестве
с ним композитор добивался естественности воплощения речевых интонаций. Беллини
великолепно знал специфику человеческого голоса. Вокальные партии его опер
чрезвычайно естественны и удобны для пения. Они наполнены широтой дыхания,
непрерывностью мелодического развития. В них отсутствуют излишние украшения,
ибо смысл вокальной музыки композитор видел не в виртуозных эффектах, но в
передаче живых человеческих эмоций. Считая своей главной задачей создание
прекрасных мелодий и выразительного речитатива, Беллини не придавал большого
значения оркестровому колориту и симфоническому развитию. Однако, несмотря на
это, композитор сумел поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый
художественный уровень, во многом предвосхитив достижения Дж. Верди и итальянских
веристов. В фойе миланского театра Ла Скала стоит мраморная фигура Беллини, на
его родине, в Катании, оперный театр носит имя композитора. Но главный памятник
себе создал сам композитор — им стали его чудесные оперы, которые и по сей день
не сходят со сцен многих музыкальных театров мира.
И. Ветлицына
"Casta Diva". Художественный фильм о
Винченцо Беллини. Здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий