Ludwig van Beethoven. Die Ruinen von Athen / The Ruins of Athens, Op.113
Афинские развалины. Турецкий марш / Turkish March
Афинские развалины. Турецкий марш / Turkish March
В 1811 году для
открытия нового театра в Пеште Бетховен создает музыку к двум торжественным
представлениям на текст А. Коцебу — «Афинские развалины» и «Король Стефан, или
Первый благодетель Венгрии». То, что композитор дважды обратился к пьесам посредственного
австрийского драматурга, было в общем случайным. Главной побудительной причиной
был заказ из Венгрии и симпатия Бетховена к венгерскому народу. «Вопреки
запрещению своего врача,— писал Бетховен, — сажусь за работу, чтобы помочь
усачам, которые меня очень любят» .
Увертюра к «Афинским
развалинам» значительно уступает в популярности некоторым другим фрагментам
всей музыки, особенно знаменитому турецкому маршу, но она по-своему интересна,
«рука Бетховена» чувствуется здесь в мощных crescendo, в силе выражения
радостных чувств. Обращают на себя внимание и некоторые детали в начале
вступления. Поскольку именно в данный период начинает усиливаться интерес
Бетховена к музыке разных народов, не лишено убедительности мнение Г. Римана,
что композитор, сочиняя музыку к «Афинским развалинам», стремился передать
некоторые особенности ладовой системы древних греков. Увертюра в целом состоит
из вступления и сонатного аллегро с сокращенной репризой, являясь из всех
увертюр Бетховена самой короткой.
Только благодаря Бетховену осталась память о проходной конъюнктурной пьесе Афинские развалины давно и заслуженно забытого драматурга Коцебу, написанной по заказу императора Франца. Музыка Бетховена к этой пьесе содержит два великолепных, как принято говорить в новые времена, шлягера, хита - Марш, оркестрованный им в броском янычарском стиле и Хор дервишей. Такая музыка рассчитана на мгновенный успех, но лишь немногие, лучшие ее образцы сохраняют его на века. Замечательные пианисты Антон Рубинштейн и Камиль Сен-Санc играли свои переложения из Афинских развалин как наиболее эффектные, ударные (в XIX веке в России говорили хлопательные) номера.
Только благодаря Бетховену осталась память о проходной конъюнктурной пьесе Афинские развалины давно и заслуженно забытого драматурга Коцебу, написанной по заказу императора Франца. Музыка Бетховена к этой пьесе содержит два великолепных, как принято говорить в новые времена, шлягера, хита - Марш, оркестрованный им в броском янычарском стиле и Хор дервишей. Такая музыка рассчитана на мгновенный успех, но лишь немногие, лучшие ее образцы сохраняют его на века. Замечательные пианисты Антон Рубинштейн и Камиль Сен-Санc играли свои переложения из Афинских развалин как наиболее эффектные, ударные (в XIX веке в России говорили хлопательные) номера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий