Марш Лейб-гвардии Преображенского полка
солдатская песня «Знают турки нас и шведы»
«С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов». Очевидно, именно тогда марш впервые и прозвучал.
Некоторые западные историки считают, что марш, возможно, шведского происхождения, но доказательств этого не существует. Англичане называют автором некого русского композитора Donajowsky.
В Германии долго бытовало мнение, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе (Ferdinand Haase; 1788—1851, главный капельмейстер оркестров войск гвардии в 1830—1850 годах). Однако в 1816—1817 годах Хаазе после русского плена находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший музыкой элитного полка, представляется очень маловероятной. Вероятно, произошла путаница, связанная с авторством «Второго марша Преображенского полка».
Версию о петровском времени поддерживает Deutsche Gesellschaft für Militärmusik (DGfMM). Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название — «Марш Петра Великого» или «Петровский марш».
В каталоге «Маршей российской императорской гвардии», который с 1809 года составлял первый главный капельмейстер русской гвардии А. И. Дерфельдт-отец, данный марш фигурирует (т.1, № 55), причем его автор уже не указан. Интересно также отметить, что в этом источнике начала XIX века данный марш представлен с трио.
Возможно, мелодия марша была взята из солдатской песни «Знают турки нас и шведы», а возможно, изначально появился марш, а эти тексты — позже. Возможно, что первоначально марш был без трио, возможно, были и другие мелодические изменения.
В России, помимо Преображенского полка, он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона, что подтверждает «Сборник полковых (встречных) и исторических маршей Российской армии», изданный в 1901 году русским генералом О. Фрейманом.
Марш «стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах (…) К концу XIX в. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Кураторами [шефами] полка были все российские императоры, поэтому он всегда исполнялся в таких торжественных случаях, как, например, открытие памятника императору, других воинских церемониях в течение всего XIX — начала XX в.»
Эту мелодию вызванивали и куранты московского Кремля с 1856 по 1917 год — в 12 и 6 часов. После ремонта часов Николай I велел использовать две мелодии, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром — Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером — молитву „Коль славен наш Господь в Сионе“, обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки».
После февральской революции его стали исполнять как гимн вместо «Боже, Царя храни!». После Октября 1917 года его в качестве «гимна» упразднили, но в Добровольческой армии «Преображенский марш» продолжал оставаться «российским гимном» «Таковым он и остается на долгие годы в русском зарубежье, когда его вместе с гимнами многих европейских стран исполняли в эмиграции при поднятии флага или на церемониях памяти павших».
Марш не исполнялся в советское время официально из-за своего «царского» прошлого, но его можно было услышать, в частности, в исторических фильмах (например, «Бумбараш») и радиопостановках, а в советской армии — в видоизмененном варианте Чернецкого — марш «Встречный».
В Российской Федерации «этот марш ежегодно исполняют на параде 9 мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей великой Победы».
по материалам Википедии
Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Krönungslieder» (Op. 184)
который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его «с
глубочайшим уважением к Ее Величеству Императрице Марии Александровне», дочери
великого герцога Людвига II Гессенского, жене императора Александра II. Вальс
был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа
1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой
«L’Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса
в Павловском вокзале. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел
ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и
дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пал
Эстергази.
солдатская песня «Знают турки нас и шведы»
Марш Лейб-гвардии Преображенского полка, Преображенский марш, Марш
преображенцев, Марш Петра Великого, Петровский марш — один из самых
старинных и известных (наравне с «Прощанием славянки») русских военных маршей.
Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром I — один из
старейших и элитных полков русской армии. Общепринятое мнение гласит, что его марш
был создан еще при жизни Петра неизвестным композитором. Строение марша в кантовой
форме с большой долей вероятности говорит о том, что он действительно был
сочинён в первой четверти XVIII века. В. И. Тутунов отмечает сходство
этого марша с петровскими кантами «Воспоем песнь нову» и «Мы же вопием,
велегласно рцем».«С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов». Очевидно, именно тогда марш впервые и прозвучал.
Некоторые западные историки считают, что марш, возможно, шведского происхождения, но доказательств этого не существует. Англичане называют автором некого русского композитора Donajowsky.
В Германии долго бытовало мнение, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе (Ferdinand Haase; 1788—1851, главный капельмейстер оркестров войск гвардии в 1830—1850 годах). Однако в 1816—1817 годах Хаазе после русского плена находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший музыкой элитного полка, представляется очень маловероятной. Вероятно, произошла путаница, связанная с авторством «Второго марша Преображенского полка».
Версию о петровском времени поддерживает Deutsche Gesellschaft für Militärmusik (DGfMM). Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название — «Марш Петра Великого» или «Петровский марш».
В каталоге «Маршей российской императорской гвардии», который с 1809 года составлял первый главный капельмейстер русской гвардии А. И. Дерфельдт-отец, данный марш фигурирует (т.1, № 55), причем его автор уже не указан. Интересно также отметить, что в этом источнике начала XIX века данный марш представлен с трио.
Возможно, мелодия марша была взята из солдатской песни «Знают турки нас и шведы», а возможно, изначально появился марш, а эти тексты — позже. Возможно, что первоначально марш был без трио, возможно, были и другие мелодические изменения.
В России, помимо Преображенского полка, он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона, что подтверждает «Сборник полковых (встречных) и исторических маршей Российской армии», изданный в 1901 году русским генералом О. Фрейманом.
Марш «стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах (…) К концу XIX в. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Кураторами [шефами] полка были все российские императоры, поэтому он всегда исполнялся в таких торжественных случаях, как, например, открытие памятника императору, других воинских церемониях в течение всего XIX — начала XX в.»
Эту мелодию вызванивали и куранты московского Кремля с 1856 по 1917 год — в 12 и 6 часов. После ремонта часов Николай I велел использовать две мелодии, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром — Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером — молитву „Коль славен наш Господь в Сионе“, обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки».
После февральской революции его стали исполнять как гимн вместо «Боже, Царя храни!». После Октября 1917 года его в качестве «гимна» упразднили, но в Добровольческой армии «Преображенский марш» продолжал оставаться «российским гимном» «Таковым он и остается на долгие годы в русском зарубежье, когда его вместе с гимнами многих европейских стран исполняли в эмиграции при поднятии флага или на церемониях памяти павших».
Марш не исполнялся в советское время официально из-за своего «царского» прошлого, но его можно было услышать, в частности, в исторических фильмах (например, «Бумбараш») и радиопостановках, а в советской армии — в видоизмененном варианте Чернецкого — марш «Встречный».
В Российской Федерации «этот марш ежегодно исполняют на параде 9 мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей великой Победы».
по материалам Википедии
Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет:
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!
С нами труд Он разделяет,
Перед нами Он в боях;
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах!
Славны были наши деды -
Помнит их и швед, и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях!
Знамя их полка пленяет
Русский штык наш боевой,
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Твёрд наш штык четырехгранный,
Голос чести не замолк.
Так пойдем вперед мы славно,
Грудью первый русский полк.
Государям по присяге
Верным полк наш был всегда,
В поле брани, не робея,
Грудью служит он всегда.
Преображенцы удалые,
Рады тешить мы Царя,
И потешные былые
Славны будут ввек, Ура!
И про нас известен свет:
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!
С нами труд Он разделяет,
Перед нами Он в боях;
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах!
Славны были наши деды -
Помнит их и швед, и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях!
Знамя их полка пленяет
Русский штык наш боевой,
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Твёрд наш штык четырехгранный,
Голос чести не замолк.
Так пойдем вперед мы славно,
Грудью первый русский полк.
Государям по присяге
Верным полк наш был всегда,
В поле брани, не робея,
Грудью служит он всегда.
Преображенцы удалые,
Рады тешить мы Царя,
И потешные былые
Славны будут ввек, Ура!
Комментариев нет:
Отправить комментарий