Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

пятница, 2 октября 2015 г.

Robert Schumann / Роберт Шуман.Abendlied Ор.85;Der Abendstern Ор.79

                       Robert Schumann / Роберт Шуман
              Abendlied / Вечерняя песня Ор.85;Der Abendstern / 
                                   Вечерняя звезда Ор.79

К вокальной лирике  Шуман обратился в годы наивысшего творческого подъема. Он пришел к ней во всеоружии композиторского опыта и мастерства, обогащенным жизнью зрелым художником. В предшествующие годы Шуман мало уделял внимания вокальной музыке. В юности он написал несколько песен на тексты Т. Кернера, Дж. Байрона; в 30-е годы обращался исключительно к фортепиано, а к вокальной музыке, в которой, как казалось ему, текст налагает оковы на творческую фантазию, относился как к жанру второстепенному.
Только в 1840 году Шуман целиком отдался созданию вокальных сочинений. Больше половины всех написанных песен, и притом наилучших, относятся к 1840 году: «Круг песен» («Liederkreis») ор. 24 на тексты Г. Гейне, «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, В. Гете, Р. Бернса, Байрона; цикл « Любовь поэта» на слова Гейне, « Любовь и жизнь женщины» на слова А. Шамиссо, «Круг песен» на слова И. Эйхендорфа и множество других. Затем волна песенного творчества несколько спадает, отодвинутая усиливающимся вниманием к камерно-инструментальному, симфоническому жанрам, интересом к музыкально-драматическим формам. В конце 40-х годов заметен новый подъем вокального творчества. Из песен позднего периода значительны песни на тексты из «Вильгельма Мейстера» Гете, испанские циклы и некоторые другие.
Расцвет песенного творчества Шумана часто связывают с событиями его личной жизни, с наступившими для него годами семейного счастья. В этом есть доля истины. Песня, наиболее чутко резонирующая, способная к непосредственному отображению душевных движений, стала в этот период особенно близкой Шуману. Но и как романтик и демократический художник Шуман не мог пройти мимо песни, и его обращение к ней вполне естественно и закономерно.
Интерес к песне включается в общий круг возросших творческих потребностей и не исчерпывается только любовной лирикой. Вокальные жанры творчества Шумана весьма разнообразны: среди них песни народного склада, баллады, детские песни, хоры, ансамбли. В тематике песен есть и темы дружбы, отчизны, мир эпоса и сказки.
Правда, любовная лирика преобладает, и качественно она выше всего, созданного Шуманом в вокальной музыке. Выдающиеся сочинения — циклы «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты», миниатюрный цикл «Бедный Петер» — и вообще большинство песен связаны с темой любви. Человеческая страсть, любовь с ее тончайшими нюансами получила в вокальной лирике Шумана глубочайшее художественное претворение. Через эту тему Шуман раскрывает сложные проблемы жизни, полной трагических конфликтов и противоречий.
Общая тенденция романтической поэзии и музыки — в лирических высказываниях поведать повесть личной жизни художника — свойственна и Шуману. Шуман, как до него Шуберт, как поэт Гейне и многие другие, создает серии вокальных лирических миниатюр — своего рода автобиографических повествований, дневников, исповедей.
Так же, как в фортепианном творчестве, Шуман связывает вокальные миниатюры в циклы, объединяя их в одних случаях сюжетной линией, в других — общностью психологического плана, художественно-поэтических образов. Так, в цикле «Любовь и жизнь женщины» шаг за шагом раскрывается жизненная эпопея героини: девушки, возлюбленной, невесты, жены, матери, вдовы. В «Любви поэта» — история одной любви; та же идея лежит в основе цикла «Бедный Петер». Песни таких циклов взаимосвязаны, их последовательность внутренне обусловлена, как это было в « Карнавале» или «Бабочках». Но есть и другие, например, «Круг песен» на слова Эйхендорфа, девять песен из «Вильгельма Мейстера» Гете, «Мирты» на тексты разных поэтов. Здесь цикл возникает из общности поэтического настроения, из определенного замысла в чередовании песен. Подобно фортепианным « Фантастическим пьесам», каждая из песен этих циклов имеет самостоятельное значение и оформлена как отдельное законченное произведение.
Шуман — человек высокой художественной культуры, сам поэт и талантливый писатель — тщательно и строго относился к отбору текстов для своих песен. При этом круг его авторов весьма широк: Гете, Берне, поэты-романтики Байрон, Гейне, Рюккерт, Шамиссо, Кернер, Эйхендорф и другие. Но ни одному поэту не отдавал Шуман такой дани внимания и любви, как Гейне. Лучшее из всего созданного им в вокальной музыке вдохновлено поэзией Гейне. В Гейне Шумана покоряла близость и связь его поэзии с народной немецкой песней, глубина проникновения в мир человеческих чувств, романтическая пылкость лирических высказываний, сопровождаемая иронической улыбкой или тонким сарказмом. Но, восхищаясь Гейне, Шуман все же суживал масштабы его творчества, принимая его несколько односторонне. Моменты обличительной социальной критики, политической сатиры, столь характерные для Гейне, Шуман отстранял. Нередко то, к чему сам Гейне относился с шуткой и иронией, у Шумана приобретало серьезный смысл и глубину. Таким образом, у Гейне Шуман брал лишь поэзию чувств и настроений, которая была стихией самого композитора.
На тексты Гейне Шуман написал свыше сорока песен, используя его стихотворные циклы («Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо» и некоторые другие) и отдельные стихи. В свою очередь, Шуман составлял из них музыкальные циклы: «Любовь поэта» ор. 48, «Бедный Петер» ор. 53 и писал отдельные песни и романсы.
Гейневские песни Шумана дают полное представление о вокальном стиле Шумана, о характерном для него отборе поэтических образов, о манере и средствах их музыкального воплощения. Самое же типичное и самое художественно совершенное вокальное произведение Шумана — цикл песен « Любовь поэта».
В. Галацкая
12 Klavierstücke für kleine und große Kinder, Op.85

12 пьес для маленьких и больших детей для фортепиано в 4 руки (1849) Op. 85


1. Марш ко дню рожденья
2. Танец медведя
3. Мелодия в саду
4. При плетении венка
5. Хорватский марш
6. Траур
7. Марш во время состязания
8. Хоровод
9. У фонтана
10. Прятки

11.
Сказки с привидениями
12.
Вечерняя песня
                  Abendlied / Вечерняя песня Ор.85






Es ist so still geworden,
Verrauscht des Abends Wehn,
Nun hört man aller Orten
Der Engel Füße gehn,
Rings in die Thale senket
Sich Finsterniß mit Macht --
Wirf ab, Herz, was dich kränket
Und was dir bange macht!
Es ruht die Welt im Schweigen,
Ihr Tosen ist vorbei,
Stumm ihrer Freude Reigen
Und stumm ihr Schmerzenschrei.
Hat Rosen sie geschenket,
Hat Dornen sie gebracht --
Wirf ab, Herz, was dich kränket
Und was dir bange macht!
Und hast du heut gefehlet,
O schaue nicht zurück;
Empfinde dich beseelet
Von freier Gnade Glück.
Auch des Verirrten denket
Der Hirt auf hoher Wacht --
Wirf ab, Herz, was dich kranket
Und was dir bange macht!
Nun stehn im Himmelskreise
Die Stern' in Majestät;
In gleichem festem Gleise
Der goldne Wagen geht.
Und gleich den Sternen lenket
Er deinen Weg durch Nacht --
Wirf ab, Herz, was dich kränket,
Und was dir bange macht!

Liederalbum für die Jugend, Op.79 (29 songs )
Альбом песен для юношества` для голоса и фортепиано Op. 79
1.Der Abendstern


 DU LIEBLICHER STERN,
DU LEUCHTEST SO FERN,
DOCH HAB ICH DICH DENOCH
VON HERZEN SO GERN.

WIE LIEB ICH DOCH DICH
SO HERZINNIGLICH!
DEIN FUNKELNDES ÄUGLEIN
BLICKT IMMER AUF MICH.

SO BLICK ICH NACH DIR,
SEI'S DORT ODER HIER:
DEIN FREUNDLICHES ÄUGLEIN
STEHT IMMER VOR MIR.

WIE NICKST DU MIR ZU
IN FRÖHLICHER RUH!
O LIEBLICHES STERNLEIN,
O WÄR ICH WIE DU!


                     (Музыка средней части хорового изложения принадлежит неизвестному автору)
ДАЛЕКИЙ МОЙ ДРУГ, ТВОЙ РАДОСТНЫЙ СВЕТ
МНЕ С НЕБА ПРИНОСИТ ВЕЧЕРНИЙ ПРИВЕТ.

ЛЮБЛЮ Я ТЕБЯ, ВСЕМ СЕРДЦЕМ ЛЮБЛЮ,
И ЛУЧ ТВОЙ ВОЛШЕБНЫЙ Я ЖАДНО ЛОВЛЮ.

И ГДЕ Б НИ БЫЛ Я, ВСЕГДА ПРЕДО МНОЙ
ЛАСКАЮЩИЙ СВЕТ ТВОЙ, ТВОЙ ЛУЧ ЗОЛОТОЙ.

О, КАК БЫ ХОТЕЛ Я ВМЕСТЕ С ТОБОЙ
СИЯТЬ НАД ЗЕМЛЕЮ ВЕЧЕРЕЙ ЗВЕЗДОЙ.



Комментариев нет:

Отправить комментарий