Милий Алексеевич Балакирев / Mily Balakirev
Пряха / Spinner.
Пряха / Spinner.
Русская народная песня "Дуня -тонкопряха".
Милий Алексеевич Балакирев (21 декабря
1836 [2 января 1837], Нижний Новгород — 16 [29] мая 1910,
Санкт-Петербург) — русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей
кучки».
Милий Балакирев родился в семье титулярного советника Алексея
Константиновича Балакирева (1809—1869).
В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В
10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у
Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем
Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра — Карла
Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый
дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.
Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), он два года
(1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского
университета. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев
пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков
музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из
«Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и
концертное Allegro.
В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился
с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению
музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан
главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед
петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 года он
вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую
под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего
существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых
этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми —
Милий Балакирев. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать
постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые
были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной
энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами
Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом),
в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также
оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского
и других. Рубинштейн пригласил его в московскую консерваторию, однако Балакирев
посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того достаточно
систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из
музыкального навыка и по догадке».
28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой
Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в
качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах
Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в
Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и для заработка устроился рядовым
служащим на Варшавской железной дороге. Возвращение к музыкальным и
общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь
возглавил музыкальную школу.
В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой
капеллой. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих
руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил
к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных
классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно
приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для
учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при
капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие
потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась
возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде,
и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для
них специальности.
Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна.
Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из
которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860
год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две
увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под
названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России
в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст
Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной
школы). Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и
h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869); им же переложены
для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня
жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte»
сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская
хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская
хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.
Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и
песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком»,
«Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская
мелодия», «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим
данным 43. Видимо, основная часть текста — прижизненная, составленная
в промежутке между 1882 и 1895 годами.)
Среди других неупомянутых произведений — 2 симфонии (1897; 1908),
Сюита для оркестра (1909 — закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных
концерта (1855; 1910 — закончен С. Ляпуновым, большое количество
фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма
ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник
русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).
Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его
произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна,
богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма
интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда
не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это
время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена, слышанный им от одной
любительницы ещё в детстве, позже — трио «Не томи родимый» из «Жизни за
Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление
произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие
в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром
в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени
относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых
инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в
духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на
русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной.
Рукописный эскиз её (1852) хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Русская народная песня "Дуня -тонкопряха"
Пошла наша Дуня
Во среду на рынок
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
Купила Дуняша
Три пуда кудели. (48 кг!)
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
Пряла, ткала Дуня
Ровно три недели.
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
Выткавши Дуняша
Понесла мочити.
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
А навстречу Дуне
Пьяный Афанасий...
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
«Помогай Бог, Дуне,
Рогожу мочити!»
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
«Пьяная ты рожа!
Это не рогожа».
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
«Это всё полотна
Мужу на рубашки».
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
Во среду на рынок
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
Купила Дуняша
Три пуда кудели. (48 кг!)
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
Пряла, ткала Дуня
Ровно три недели.
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
Выткавши Дуняша
Понесла мочити.
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
А навстречу Дуне
Пьяный Афанасий...
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
«Помогай Бог, Дуне,
Рогожу мочити!»
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
«Пьяная ты рожа!
Это не рогожа».
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
«Это всё полотна
Мужу на рубашки».
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?..
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий