Тихон Николаевич Хренников / Tikhon Khrennikov
Колыбельная Светланы (из кинофильма «Гусарская баллада»)
Колыбельная Светланы (из кинофильма «Гусарская баллада»)
Исаак Осипович Дунаевский / Isaak Dunaevsky
2 колыбельные из кинофильма «Цирк»
2 колыбельные из кинофильма «Цирк»
Тихон Николаевич Хренников ([28 мая (10 июня) 1913, Елец —
14 августа 2007, Москва)— крупный советский и российский композитор,
музыкально-общественный деятель, педагог, профессор. Первый секретарь Союза
композиторов СССР в 1948—1991 гг.
Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской
премии (1974), трёх Сталинских премий второй степени (1942, 1946, 1952) и Государственной
премии СССР (1967). Член ВКП(б) с 1947 года.
Один из крупнейших русских композиторов. Автор 8 опер, 5 балетов, 3
симфоний, 9 инструментальных концертов, музыки для 30 кинофильмов,
многочисленных произведений камерной, вокальной и программной музыки и музыки
для театральных постановок.
В начале 40-х годов драматург Aлександр Константинович Гладков написал героическую-патриотическую, но при этом
веселую пьесу про Отечественную войну 1812г. "Давным-давно". А в 1962г. по пьесе режиссер Эльдар Рязанов снял
фильм "Гусарская баллада". Популярность фильма
стала просто народной.
Во многом популярности пьесе и фильму добавила великолепная музыка, сочиненная Тихоном Николаевичем Хренниковым специально для пьесы - помимо песни "Колыбельная Светланы", там есть еще несколько прекрасных его песен на стихи Гладкова.
Во многом популярности пьесе и фильму добавила великолепная музыка, сочиненная Тихоном Николаевичем Хренниковым специально для пьесы - помимо песни "Колыбельная Светланы", там есть еще несколько прекрасных его песен на стихи Гладкова.
Народ полюбил песни Хренникова, которых написал
он множество. К пьесам, к фильмам, просто так. И "Колыбельная
Светланы" стоит в ряду его лучших лирических песен. Французский композитор
Жорж Орик (Georges Auric) прямо сказал: "Если бы Хренников сочинил только
одну мелодию - "Колыбельную Светлане" - его имя было бы уже навечно
занесено в музыкальные анналы".
Лунные поляны...
Ночь, как день, светла…
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.
В уголок подушки
Носиком уткнись…
Звезды, как веснушки,
Мирно светят вниз.
Лунный сад кустами
Сонно шелестит.
Скоро день настанет -
Что-то он сулит?
Догорает свечка,
Догорит дотла…
Спи, мое сердечко,
Ночь, как сон, светла...
Ночь, как день, светла…
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.
В уголок подушки
Носиком уткнись…
Звезды, как веснушки,
Мирно светят вниз.
Лунный сад кустами
Сонно шелестит.
Скоро день настанет -
Что-то он сулит?
Догорает свечка,
Догорит дотла…
Спи, мое сердечко,
Ночь, как сон, светла...
Исаак Осипович Дунаевский
(полное имя Исаак Бер Иосиф Бецалев Дунаевский;
18 [30] января 1900, Лохвица, Полтавская губерния — 25 июля
1955, Москва) — советский композитор, автор 13 оперетт и балетов, музыки к
нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный
артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Депутат
Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.
Дунаевский родился 18 (30) января 1900 года в городке Лохвица (ныне Полтавская область, Украина) в еврейской семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских. Двойное имя отца — Цале-Йосеф — послужило основой для отчества будущего композитора — Осипович. Семья была музыкальной. Дед был кантором, мать играла на фортепиано и пела. Пятеро братьев Исаака тоже стали музыкантами (можно отметить Дунаевского Бориса Осиповича, 1896—1976, известного хормейстера). С детства проявил незаурядные музыкальные способности, с восьмилетнего возраста брал уроки скрипки у Григория Полянского.
В 1910 году семья переехала в Харьков. В 1910 году он поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке (преподаватель — Константин Горский) и композицией. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а через год — Харьковскую консерваторию по классу скрипки (преподаватель — И. Ю. Ахрон), композицией занимался у С. С. Богатырёва.
С 1919 года работал скрипачом в оркестре, концертмейстером.
С 1920 года — композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. Дебютировал как театральный композитор в 1920 году — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро».
В 1924 году переехал в Москву. В 1924—1926 годах — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926—1929 годах — Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи».
В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты.
В 1929 году переехал в Ленинград. До 1934 года — композитор и главный дирижёр Ленинградского Мюзик-Холла. Начал сотрудничать с Л. О. Утёсовым.
И. Дунаевский вместе с кинорежиссёром Г. В. Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1940).
С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел (например, в фильме «Весна» поёт романс Глинки).
Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д. Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…». Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.
С 1937 по 1941 годы возглавлял Ленинградский союз композиторов. Был дружен с М. А. Булгаковым. В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году.
С 1945 года жил в Москве.
В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра И. А. Пырьева «Кубанские казаки».
В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР. При этом в творчестве И. Дунаевский сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.
Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма.
Дунаевский родился 18 (30) января 1900 года в городке Лохвица (ныне Полтавская область, Украина) в еврейской семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских. Двойное имя отца — Цале-Йосеф — послужило основой для отчества будущего композитора — Осипович. Семья была музыкальной. Дед был кантором, мать играла на фортепиано и пела. Пятеро братьев Исаака тоже стали музыкантами (можно отметить Дунаевского Бориса Осиповича, 1896—1976, известного хормейстера). С детства проявил незаурядные музыкальные способности, с восьмилетнего возраста брал уроки скрипки у Григория Полянского.
В 1910 году семья переехала в Харьков. В 1910 году он поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке (преподаватель — Константин Горский) и композицией. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а через год — Харьковскую консерваторию по классу скрипки (преподаватель — И. Ю. Ахрон), композицией занимался у С. С. Богатырёва.
С 1919 года работал скрипачом в оркестре, концертмейстером.
С 1920 года — композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. Дебютировал как театральный композитор в 1920 году — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро».
В 1924 году переехал в Москву. В 1924—1926 годах — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926—1929 годах — Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи».
В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты.
В 1929 году переехал в Ленинград. До 1934 года — композитор и главный дирижёр Ленинградского Мюзик-Холла. Начал сотрудничать с Л. О. Утёсовым.
И. Дунаевский вместе с кинорежиссёром Г. В. Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1940).
С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел (например, в фильме «Весна» поёт романс Глинки).
Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д. Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…». Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.
С 1937 по 1941 годы возглавлял Ленинградский союз композиторов. Был дружен с М. А. Булгаковым. В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году.
С 1945 года жил в Москве.
В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра И. А. Пырьева «Кубанские казаки».
В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР. При этом в творчестве И. Дунаевский сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.
Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма.
Сон приходит на
порог, крепко, крепко спи ты!
Сто путей, сто дорог для тебя открыты.
Все на свете отдыхает: ветер затихает,
Небо спит, солнце спит и луна зевает.
Небо спит, солнце спит и луна зевает.
Спи, сокровище моё. Ты такой богатый -
Всё твоё, всё твоё - звёзды и закаты.
Завтра солнышко проснётся, снова к нам вернётся.
Молодой, золотой новый день начнётся.
Молодой, золотой новый день начнётся.
Чтобы завтра рано встать солнышку навстречу,
Надо спать, крепко спать, милый человечек!
Спит зайчонок и мартышка, спит в берлоге мишка,
Дяди спят, тети спят, спи и ты, малышка!
Дяди спят, тети спят, спи и ты, малышка!
Сто путей, сто дорог для тебя открыты.
Все на свете отдыхает: ветер затихает,
Небо спит, солнце спит и луна зевает.
Небо спит, солнце спит и луна зевает.
Спи, сокровище моё. Ты такой богатый -
Всё твоё, всё твоё - звёзды и закаты.
Завтра солнышко проснётся, снова к нам вернётся.
Молодой, золотой новый день начнётся.
Молодой, золотой новый день начнётся.
Чтобы завтра рано встать солнышку навстречу,
Надо спать, крепко спать, милый человечек!
Спит зайчонок и мартышка, спит в берлоге мишка,
Дяди спят, тети спят, спи и ты, малышка!
Дяди спят, тети спят, спи и ты, малышка!
Спи, мой мальчик, сладко, сладко.
Спи, мой птенчик, спи, малыш.
Спят игрушки, спят лошадки.
Только ты один не спишь.
Месяц уж не раз глядел
в окошечко.
Скоро ли заснет моя крошечка?
Спи, мой мальчик, спи, мой зайчик,
Ай, баю, баю, бай, бай.
Месяц ходит высоко.
Светят звезды далеко.
В этот синий, синий свет,
Где ни слез, ни горя нет,
Сердце хочет улететь от бед.
Светят звезды высоко.
Спрячу слезы глубоко.
Если б мне достать рукой
Ваш серебряный покой.
Звезды очень далеко.
Спи, мой мальчик, усни.
Крепко глазки сомкни.
Спи, мой мальчик, баюшки, баю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий