Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

вторник, 6 октября 2015 г.

Karol Szymanowski / Кароль Шимановский. 9 Preludes op.1 Избранное.

                                Karol Szymanowski / Кароль Шимановский
                                   9 Preludes op.1 Избранное

Кароль Мацей Корвин-Шимановский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Интерес к музыке проявился у Шимановского очень рано; еще в детстве он написал ряд фортепьянных пьес, из которых до нас дошли только «Прелюдии». Первым учителем Шимановского был Густав Нейгауз, находившийся в близком родстве с Шимановскими и живший в то время Елизаветграде. С сыном Нейгауза Генрихом Густавовичем, известным советским пианистом, Шимановского связывала тесная дружба. В 1901 году Шимановский переехал в Варшаву, где изучал теорию музыки у М. Завирского, а позднее занимался по композиции у З. Носковского. В этот период возникла соната для фортепьяно, отмеченная на Шопеновском конкурсе во Львове в 1910 году. Шимановский входил в группу поэтов и композиторов, выступавших под девизом «Молодая Польша», которая играла заметную роль в интеллектуальной жизни Польши в начале 20 века. В 1906–1908 годах, живя в Германии и Австрии, Шимановский испытал некоторое влияние Р. Штрауса, особенно проявившееся во 2-й симфонии и концертной увертюре. В 1912–1914 годах Шимановский снова живет за границей, в основном Вене, где была создана его первая опера «Хагит» (1913; поставлена 1922). В 1914 году композитор путешествовал по Италии и Африке; его впечатления отразились в сочинениях, написанных в ориентальном духе,— «Песнях неистового муэдзина» (на слова Я. Ивашкевича), «Песнях Гафиза» и др. Перед началом Первой мировой войны Шимановский вернулся в Тимошовку, где оставался до 1917 года, затем некоторое время жил в Елизаветграде. В Тимошовке были созданы кантата «Деметра» для альта, женского хора и оркестра, 3-я симфония для солиста, хора и оркестра на текст персидского поэта Джелал-эддина Руми («Песня о ночи»), которая по своей эмоциональной настроенности близка «Поэме экстаза» Скрябина.
На формирование творческих взглядов молодого Шимановского оказала большое влияние музыка Шопена и Скрябина, которые всегда оставались его любимыми композиторами. Шимановского со Скрябиным объединяла общность эстетических и художественных воззрений. В Тимошовке Шимановский написал лирический цикл для скрипки «Мифы», куда входит одно из наиболее известных произведений композитора «Фонтан Аретузы». Эти сложные по форме произведения проникнуты тонким лиризмом и глубокой задушевностью. Выразительность и богатство мелодий отличают песни Шимановского на слова Рабиндраната Тагора.
К 1916 году относится поездка Шимановского в Петроград. Русская музыкальная общественность была уже знакома с произведениями Шимановского. В 1914 году в Киеве, Москве и Петрограде выступал дирижер Г. Фительберг с программой из произведений композиторов «Молодой Польши», куда входила «Концертная увертюра» Шимановского. В 1916 году исполнялся его цикл «Маски» и 2-я соната. Шимановский встречался с Рахманиновым, Метнером, Прокофьевыми другими русскими композиторами.
В 1919 году Шимановский переселился в Варшаву, где вскоре завоевал признание как один из лучших композиторов современной Польши. В это же время его имя становится широко известным в Европе, и его произведения исполняются на международных музыкальных фестивалях. В 1920–1921 годах Шимановский посетил Париж, Лондон, Нью-Йорк, где под управлением Г. Фительберга исполнялись его сочинения. Успеху Шимановского способствовали такие блестящие исполнители его произведений, как пианист Артур Рубинштейн, скрипач П. Коханьский, и др.
Последний период творчества Шимановского — период окончательного становления национального стиля композитора — характеризуется обращением к национальному фольклору, ясной структурой полифонии и гармонии. Шимановский боролся за самобытность музыки, подчеркивал также ее большую воспитательную роль в обществе. Обратившись к фольклору Подгалья, Шимановский в 1926 году написал балет «Харнаси» на сюжет гуральской легенды (пост. 1936); композитор широко вводит в музыку балета мелодии и ритмы гуральских танцев. В 1926 году состоялась премьера оперы «Король Рогер», в которой воссоздан колорит эпохи 12 века. В том же году была написана лирическая кантата «Stabat mater», задуманная первоначально как «Мужицкий реквием». В 1927–1929 годах Шимановский был директором Варшавской консерватории. Шимановский выступал как музыкальный критик; известны также его литературные произведения (например, повесть «Эфеб»).
Лучшие произведения Шимановского вошли в фонд мировой музыкальной классики.
 





 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий