Камиль Сен-Санс / Camille
Saint-Saёns
Introduction and Rondo Capriccioso
«Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром, ор. 28
Шарль-Камиль Сен-Санс (фр. , 9 октября 1835, Париж — 16 декабря 1921, Алжир) — французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель.
Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.
Introduction and Rondo Capriccioso
«Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром, ор. 28
Шарль-Камиль Сен-Санс (фр. , 9 октября 1835, Париж — 16 декабря 1921, Алжир) — французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель.
Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.
Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что
помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с
половиной лет Камиль уже прошел под наблюдением бабушки первоначальный курс
игры на фортепиано. Детская музыка с примитивным аккомпанементом левой руки
ребенку не нравилась: „бас не поет” - говорил он пренебрежительно.
Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал
сочинять, а вскоре и записывать сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся
записей носит дату 22 марта 1839 года.
Весной 1843 года ребенка отдали в обучение
фортепианной игре известному пианисту и композитору Камилю Стамати. Профессор
был поражен прекрасной подготовкой семилетнего мальчика и нашел, что он
нуждается лишь в усовершенствовании уже имеющихся пианистических навыков. С
октября того же года начались занятия Камиля гармонией и контрапунктом с
рекомендованным Стамати Пьером Маледаном.
После трех лет занятий с мальчиком Стамати счел его
подготовленным к концертным выступлениям. Они состоялись 20 января и 10 февраля
1846 года. А 6 мая Камиль дал большой концерт в зале Плейель, - этот день
явился начальной датой его пианистической карьеры.
В ноябре 1848 года Сен-Санс поступил в Парижскую
консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа. Этот органист и композитор был, по
свидетельству Сен-Санса, одним из самых посредственных органистов, но
„великолепным учителем”.
Как органист Камиль преуспевал, и 28 июля 1851 года
ему присудили первую премию по органу. Камиль посещал концерты, бывал в оперных
театрах, неустанно расширял свои знания в области музыки. В октябре того же
года он поступил в класс композиции Фроманталя Галеви.
В 1853 году, после нескольких месяцев стажировки в
храме Сен-Северен, Сен-Санс получает место органиста в храме Сен-Мерри на
другом берегу Сены. В этой должности Сен-Санс остается около пяти лет,
по-прежнему отдавая весь свой досуг профессиональному совершенствованию и
самообразованию.
Первая симфония (1852) - несомненный итог
композиторской юности Сен-Санса. Более того, в ней уже складываются многие
существенные черты его творчества вообще. Совершенно очевидны эмоциональная
умеренность и даже хладнокровие при живости, подвижности. Чувствуется полная
убежденность в непреходящей ценности традиции.
Для характеристики чрезвычайно интенсивной работы
юного Сен-Санса следует рассказать о судьбе одной из его симфоний. В 1856 году
Общество Св. Цецилии в Бордо объявило конкурс на сочинение симфонии для
большого оркестра. Сен-Санс не замедлил написать симфонию (в фа-мажоре), и она
была премирована золотой медалью 26 января 1857 года, а 15 февраля исполнена в
Париже.
8 июня Общество приняло Сен-Санса в число своих
почетных членов, а вскоре состоялось исполнение фа-мажорной симфонии в Бордо
под управлением автора. Это было первое его выступление как дирижера! В 1856
году Сен-Санс написал большую Мессу для четырех голосов и хора с органом и
оркестром. Эта Месса, исполненная в храме Сен-Мерри 21 марта 1857 года, -
первое церковное сочинение Сен-Санса. Он посвятил ее аббату Габриэлю,
приходскому священнику храма Сен-Мерри.
С июля по сентябрь 1858 года Сен-Санс сочинял Симфонию
ля минор, получившую нумерацию Второй. Она значительно отличается от Первой.
Творческая индивидуальность сформировалась здесь гораздо яснее, определилась и
особая наклонность к полифоническим фигурам неоклассики. Первое исполнение
Второй симфонии состоялось 25 марта 1860 года.
Между тем Общество Св. Цецилии в Бордо объявило новый
конкурс на большую концертную увертюру. Сен-Санс написал увертюру „Спартак” (по
трагедии Альфонса Пажеса). В июне 1863 года этой увертюре была присуждена
первая премия.
В том же году состоялась поездка Сен-Санса на Пиренеи
и Овернь. Под впечатлением ее возникает первое трио для фортепиано, скрипки и
виолончели - одно из лучших сочинений композитора. Музыка трио неотразимо
обаятельна свежестью, лучезарностью и молодостью эмоций. Гармонические средства
- самые простые, диатоника - всеобъемлюща.
Но музыка увлекает, живет упругими и переменчивыми
ритмами, изяществом фактуры и голосоведения, блеском искрящегося темперамента.
Повсюду чувствуется упоение природой, привольем, наслаждение первозданной
непритязательностью народных напевов и танцевальных фигур. При этом пленяет
непринужденность и логичность форм.
По-видимому, в 1863 году возникла и популярнейшая
доныне пьеса Сен-Санса - "Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с
оркестром". Пытаясь уловить наиболее своеобразные качества этой известнейшей
музыки, одновременно как бы подыскиваем ключи к самым характерным проявлениям
творчества Сен-Санса вообще.
Отметить, что эта пьеса написана с превосходным
пониманием возможностей скрипичной виртуозности, что скрипке прозрачно
аккомпанирует оркестр, что форма пьесы очень естественна и наглядна, - значит,
еще сказать очень мало. На свете много сочинений, обладающих подобными
достоинствами, но вовсе лишенных обаяния пьесы Сен-Санса.
В 1867 году состоялось знакомство Сен-Санса с Антоном
Рубинштейном. Для его выступления в Париже Сен-Санс пишет фортепианный концерт.
Факт сочинения Второго концерта для фортепиано с оркестром за 17 дней не может
не поражать. Уже 13 мая концерт был исполнен оркестром под управлением
Рубинштейна вместе с рядом других его сочинений.
С годами Второй концерт для фортепиано Сен-Санса стал
одним из самых популярных сочинений композитора - он сохраняет чрезвычайную
популярность до сих пор.
Чайковский писал об этом концерте: „Сочинение это
чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нем
отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от
которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности,
законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность.
Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, теплая
сердечность, ум дают себя чувствовать. на каждом шагу”.
15 августа 1868 года Сен-Санс получил звание кавалера
ордена Почетного легиона. В октябре того же года он ездил в Германию и
концертировал в Кельне. В 1870-1871 годах жизненная и творческая активность
Сен-Санса резко возрастают.
У него целый ряд общественных обязанностей, а круг
знакомств все расширяется. Каждый понедельник на квартире Сен-Санса
по-прежнему, но в более широких масштабах, происходят музыкальные вечера -
нередко с участием зарубежных музыкантов.
Временами у композитора обостряются туберкулез и
болезнь глаз. Испытания военного времени (война Германии и Франции) и
бедственная жизнь в Лондоне в апреле - мае 1871 года заметно повредили его
здоровью. Но силой воли и творческой энергии Сен-Санс заставляет себя
преодолевать препятствия, он трудится неустанно.
Самым значительным сочинением Сен-Санса в 1871 году
явилась его первая симфоническая поэма „Прялка Омфалы”.
К концу года состояние здоровья Сен-Санса, утомленного
очень интенсивной деятельностью, заметно ухудшилось - потребовался отдых на
юге. Октябрь и ноябрь 1873 года Сен-Санс провел около столицы Алжира, в саду с
мраморным водоемом, тяготясь сознанием временного бессилия, но наслаждаясь
покоем и одиночеством.1873 год стал годом сочинения второй симфонической поэмы
Сен-Санса - „Фаэтон”, по сюжету известного мифа о сыне Гелиоса А в следующем
году возникла третья из симфонических поэм Сен-Санса, ставшая особенно
популярной.
Это „Пляска смерти”. Как партитура, симфоническая
поэма „Пляска смерти” представляет одно из высших достижений Сен-Санса - столь
удивительно она стройна, богата красками и прозрачна.
В других программных деталях поэмы (звон арфы, бьющей
полночь на фоне выдержанной ноты валторны вначале, свист и вой хроматических
гамм, легкая трель скрипки соло и флейты в коде, подобная жужжанию зимнего
ветра и т.п) сказалось старое стремление Сен-Санса к звуковой наглядности на
основе предварительного фиксирования слуховых ощущений.
В феврале 1875 пода Сен-Санс женился на
Марии-Лауре-Эмилии Трюффо, сестре его ученика и друга Жана Трюффо, которому он
некогда посвятил Каприс на темы балетной музыки из „Альцесты” Глюка.
Мария-Лаура была почти в два раза моложе Сен-Санса - она родилась 16 апреля
1855 года. Брак этот явился результатом скорее волевой причуды композитора, чем
его любви к Марии Трюффо. Вдобавок Мария вызвала ревность со стороны матери
Сен-Санса. В общем, брак его оказался несчастным.
В 1875 году Сен-Санс сочинил Четвертый концерт для
фортепиано с оркестром. Этот концерт, по справедливому мнению А. Корто,
представляет в своем целом „самое совершенное из сочинений, написанных
Сен-Сансом для фортепиано”.
В музыке Четвертого концерта сказались с
исключительным блеском качества победоносного (иначе не скажешь!) эклектизма
Сен-Санса, без колебаний пользующегося различными интонационными элементами и
приемами, выразительными факторами разных эпох и умеющего придавать их
конгломерату цельность и образную целеустремленность композитора.
Крупнейшим событием творческой жизни Сен-Санса,
относящимся к 1876 году, явилось окончание им в январе партитуры давно
задуманной и постепенно сочинявшейся оперы „Самсон и Далила” - самого
выдающегося из его оперных произведений.
Римский-Корсаков считал, что лучшая из современных
опер на Западе, после Вагнера, конечно, опера „Самсон и Далила”. Процитируем
здесь и Ж. Тьерсо, который указывает на особую значительность лучших проявлений
мелодики „Самсона и Далилы”:
„Пение разливается в ней широкой волной. Невольно
спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших:
„Здесь нет мелодии!” И это говорится, когда перед нами развертывались страницы
обольщения Далилы. Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные,
свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно
оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства”.
В 1876 году возникает четвертая и последняя из
симфонических поэм Сен-Санса - „Юность Геракла”, вызвавшая неоднозначные
оценки. В апреле 1877 года закончилась служба Сен-Санса как органиста храма Св.
Магдалины, а вместе с тем и его служба как органиста вообще.
В это же время умирает Альбер Либон, директор
почтового ведомства, большой почитатель Сен-Санса, завещав композитору 100 000
франков с целью избавить его от необходимости служить и дать возможность
отдаться творчеству.
В 1882 году Сен-Санс заканчивает оперу „Генрих VIII”.
Эта опера не затмила, конечно, „Самсона и Далилу” - прежде всего потому, что музыка
ее менее ярка, менее убедительна, и в ней нет ничего равного несравненному
любовному дуэту оттуда.
Не следует, однако, забывать, что сама задача
драматургии в „Генрихе VIII” была сравнительно более сложной, и то, что
Сен-Санс как оперный драматург сделал большой шаг вперед.
Затем Сен-Санс осуществил свой давнишний замысел -
написал зоологическую фантазию „Карнавал животных”. Это произведение было
впервые исполнено в Париже в узком кругу 9 марта 1886 года и вторично несколько
дней спустя. А 2 апреля исполнение повторили для Листа, приехавшего в Париж.
Считая свой „Карнавал” шуточным произведением к
случаю, Сен-Санс все же включил его в число пьес, подлежащих публикации. После
смерти Сен-Санса „Карнавал животных” был опубликован в 1922 году и вскоре стал одним
из популярнейших на всем свете его сочинений.
В этом, конечно, не следует видеть иронию судьбы.
Просто „Карнавал животных” выразил в шутливой форме некоторые типичные,
характерные, а частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса. Тут
были юмор, программность, лирика в оправе отличного мастерства.
Большим достижением творческой жизни Сен-Санса явилось
завершение в 1886 году и первое исполнение его Третьей (и последней) симфонии.
Премьера этой симфонии состоялась в Лондоне, в концерте Филармонического
общества 19 мая. Успех был велик.
Первое исполнение симфонии в Париже состоялось 9
января 1887 года. Выходя с этого концерта, взволнованный Гуно указал одному из
своих друзей на Сен-Санса и промолвил громко, желая быть услышанным всеми: „Вот
французский Бетховен”.
Приведем два суждения о Третьей симфонии выдающихся
русских композиторов. Танеев в письме к Чайковскому отметил, что Третья
симфония Сен-Санса „очень хороша”.
Калинников в одной из своих рецензий писал: „Симфония
эта по глубине вдохновения - одно из лучших произведений Сен-Санса и
представляет собою чудо техники и инструментовки. Употребление фортепиано и
органа в этой симфонии как оркестровых инструментов весьма уместно”.
Из произведений Сен-Санса девяностых годов достоин
упоминания одноактный балет „Жавотта”, написанный в 1896 году, - единственный
балет композитора.15 марта 1898 года он начал писать оперу „Деянира”, и работа
шла быстро Музыка „Деяниры” - один из интереснейших творческих опытов
Сен-Санса.
Здесь сплелись воедино его поиски эпоса как начала,
могущего противодействовать эмоциональной анархии эпохи, а равно и растущий
интерес к античности, давнишний, но теперь обостряющийся в поисках чего-то
светлого и гармоничного.
Рождается новый век. Сен-Санс по-прежнему много
путешествует и концертирует. Продолжает он и сочинять музыку. Однако лучшие его
произведения принадлежат XIX столетию.
Сен-Санс умер 16 декабря 1921 года в Алжире.
Д. САМИН
ИСТОЧНИК: 100 великих композиторов /
Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий