Franz Liszt. Die Forelle; La Campanella.
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
Жанр парафраза – концертной фантазии на популярные музыкальные темы (чаще всего из любимых слушателями опер) – был одним из самых распространенных в XIX веке. И, конечно, такой великий артист и просветитель, как Ференц Лист, не мог обойти его вниманием: парафразы и транскрипции (фортепианные переложения «нефортепианной» музыки) занимают значительную часть его наследия. Парафразы Листа, в отличие от произведений этого жанра других композиторов, ориентированы не только на показ фортепианной техники. Лист стремится раскрыть художественное содержание избранной темы и познакомить зрителя с музыкой первоисточника.
В количественно огромном наследии фортепианной музыки Листа запечатлены разнообразные жанры: парафразы (свободные фантазии на темы сочинений других авторов) и транскрипции (переложения для фортепиано симфонических, органных, вокальных произведений); этюды; музыкальные картины— программные пьесы, преимущественно объединенные в циклы и сборники; сонаты; рапсодии.
Парафразы на темы из опер приобрели широкую популярность у пианистов 20—30-х годов. Подобно тому как во времена Моцарта — Бетховена было распространено увлечение салонными вариациями, так ныне — уже под знаком крепнущего воздействия романтизма — утвердился тип свободно-импровизационной фантазии, источником которой служили впечатления от музыкального театра. Именно «театральная» доходчивость парафраз соответствовала запросам новой демократической аудитории, заполнившей большие концертные залы. Но под руками модных пианистов того времени такие парафразы нередко превращались в бессодержательные пьесы, лишь ошеломлявшие слушателей каскадами виртуозных пассажей.
И Лист сначала отдал дань этой моде. Однако вскоре он поставил себе иные, более высокие цели: парафразы становятся средством пропаганды как классического, так, главным образом, и современного искусства. Моцарт, Вебер, Россини, Беллини, Мейербер, Гуно, Вагнер, Верди, Эркель, Мошоньи — вот у кого он заимствовал мелодии из опер для своих фантазий. Причем, в отличие от салонных пианистов, которые обычно давали незамысловатые попурри из подобных мелодий, Лист избрал те музыкальные образы, которые помогали ему выявить идейно-художественный замысел данной оперы. Так, обращаясь к «Дон-Жуану» Моцарта, он строит свою фантазию на противопоставлении образов неотвратимой судьбы (темы Командора) искрящемуся веселью, радости жизни (вариации на тему дуэта Дон-Жуана и Церлины, тема арии Дон-Жуана). А в основу парафразы на темы «Риголетто» Верди кладет знаменитый квартет, в музыке которого словно скрестились судьбы героев оперы. Помимо того, Лист обрабатывал для фортепиано и отдельные сцены из современных опер, которые к тому времени были еще недостаточно известны.
(Среди них песня прях и баллада Сенты из «Летучего голландца», хор паломников и романс Вольфрама из «Тангейзера», «Смерть Изольды», отрывки из «Лоэнгрина», «Кольца нибелунга», «Мейстерзингеров», «Парсифаля» Вагнера;
эпизоды из «Ломбардцев», «Трубадура», «Аиды» Верди;
вальс из «Фауста» Гуно;
марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки, полонез из «Евгения Онегина» Чайковского и другие).
В творчестве Листа парафразы, транскрипции и обработки музыкальных произведений других авторов занимают значительное место. Среди почти двухсот фортепианных транскрипций Листа – переложение всего цикла бетховенских симфоний, многих песен Шуберта, органных прелюдий и фуг Баха, симфонических произведений Берлиоза и Мендельсона, фантазии на темы опер Моцарта, Веберна, Россини, Беллини, Доницетти и других композиторов. И всё же пьесы по мотивам вагнеровских опер занимают в этом ряду особое место.
Свои вагнеровские транскрипции Лист начал создавать еще в конце 40-х годов XIX века, когда сам Рихард Вагнер не только не был признан в музыкальном мире, но и находился в изгнании, а его музыка фактически была под запретом в Германии.
Вокальные обработки Листа представляют собой высшую школу фортепианной транскрипции. На ней учились и продолжают учиться многие поколения пианистов и композиторов.
Liszt 6 Melodien von Franz Schubert, S.563 No6 Die Forelle
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
Жанр парафраза – концертной фантазии на популярные музыкальные темы (чаще всего из любимых слушателями опер) – был одним из самых распространенных в XIX веке. И, конечно, такой великий артист и просветитель, как Ференц Лист, не мог обойти его вниманием: парафразы и транскрипции (фортепианные переложения «нефортепианной» музыки) занимают значительную часть его наследия. Парафразы Листа, в отличие от произведений этого жанра других композиторов, ориентированы не только на показ фортепианной техники. Лист стремится раскрыть художественное содержание избранной темы и познакомить зрителя с музыкой первоисточника.
В количественно огромном наследии фортепианной музыки Листа запечатлены разнообразные жанры: парафразы (свободные фантазии на темы сочинений других авторов) и транскрипции (переложения для фортепиано симфонических, органных, вокальных произведений); этюды; музыкальные картины— программные пьесы, преимущественно объединенные в циклы и сборники; сонаты; рапсодии.
Парафразы на темы из опер приобрели широкую популярность у пианистов 20—30-х годов. Подобно тому как во времена Моцарта — Бетховена было распространено увлечение салонными вариациями, так ныне — уже под знаком крепнущего воздействия романтизма — утвердился тип свободно-импровизационной фантазии, источником которой служили впечатления от музыкального театра. Именно «театральная» доходчивость парафраз соответствовала запросам новой демократической аудитории, заполнившей большие концертные залы. Но под руками модных пианистов того времени такие парафразы нередко превращались в бессодержательные пьесы, лишь ошеломлявшие слушателей каскадами виртуозных пассажей.
И Лист сначала отдал дань этой моде. Однако вскоре он поставил себе иные, более высокие цели: парафразы становятся средством пропаганды как классического, так, главным образом, и современного искусства. Моцарт, Вебер, Россини, Беллини, Мейербер, Гуно, Вагнер, Верди, Эркель, Мошоньи — вот у кого он заимствовал мелодии из опер для своих фантазий. Причем, в отличие от салонных пианистов, которые обычно давали незамысловатые попурри из подобных мелодий, Лист избрал те музыкальные образы, которые помогали ему выявить идейно-художественный замысел данной оперы. Так, обращаясь к «Дон-Жуану» Моцарта, он строит свою фантазию на противопоставлении образов неотвратимой судьбы (темы Командора) искрящемуся веселью, радости жизни (вариации на тему дуэта Дон-Жуана и Церлины, тема арии Дон-Жуана). А в основу парафразы на темы «Риголетто» Верди кладет знаменитый квартет, в музыке которого словно скрестились судьбы героев оперы. Помимо того, Лист обрабатывал для фортепиано и отдельные сцены из современных опер, которые к тому времени были еще недостаточно известны.
(Среди них песня прях и баллада Сенты из «Летучего голландца», хор паломников и романс Вольфрама из «Тангейзера», «Смерть Изольды», отрывки из «Лоэнгрина», «Кольца нибелунга», «Мейстерзингеров», «Парсифаля» Вагнера;
эпизоды из «Ломбардцев», «Трубадура», «Аиды» Верди;
вальс из «Фауста» Гуно;
марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки, полонез из «Евгения Онегина» Чайковского и другие).
В творчестве Листа парафразы, транскрипции и обработки музыкальных произведений других авторов занимают значительное место. Среди почти двухсот фортепианных транскрипций Листа – переложение всего цикла бетховенских симфоний, многих песен Шуберта, органных прелюдий и фуг Баха, симфонических произведений Берлиоза и Мендельсона, фантазии на темы опер Моцарта, Веберна, Россини, Беллини, Доницетти и других композиторов. И всё же пьесы по мотивам вагнеровских опер занимают в этом ряду особое место.
Свои вагнеровские транскрипции Лист начал создавать еще в конце 40-х годов XIX века, когда сам Рихард Вагнер не только не был признан в музыкальном мире, но и находился в изгнании, а его музыка фактически была под запретом в Германии.
Вокальные обработки Листа представляют собой высшую школу фортепианной транскрипции. На ней учились и продолжают учиться многие поколения пианистов и композиторов.
Liszt 6 Melodien von Franz Schubert, S.563 No6 Die Forelle
La Campanella (Колокольчик)
фрагмент из кинофильма "Композитор Глинка" 1952 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий