Karol Szymanowski / Кароль Шимановский
9 Preludes op.1 Избранное
9 Preludes op.1 Избранное
Кароль Мацей Корвин-Шимановский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6
октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) —
польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее
заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Интерес к музыке проявился у Шимановского очень
рано; еще в детстве он написал ряд фортепьянных пьес, из которых до нас дошли
только «Прелюдии». Первым учителем Шимановского был Густав Нейгауз,
находившийся в близком родстве с Шимановскими и живший в то время
Елизаветграде. С сыном Нейгауза Генрихом Густавовичем, известным советским
пианистом, Шимановского связывала тесная дружба. В 1901 году Шимановский
переехал в Варшаву, где изучал теорию музыки у М. Завирского, а позднее
занимался по композиции у З. Носковского. В этот период возникла соната для
фортепьяно, отмеченная на Шопеновском конкурсе во Львове в 1910 году.
Шимановский входил в группу поэтов и композиторов, выступавших под девизом
«Молодая Польша», которая играла заметную роль в интеллектуальной жизни Польши
в начале 20 века. В 1906–1908 годах, живя в Германии и Австрии, Шимановский
испытал некоторое влияние Р. Штрауса, особенно проявившееся во 2-й симфонии и
концертной увертюре. В 1912–1914 годах Шимановский снова живет за границей, в
основном Вене, где была создана его первая опера «Хагит» (1913; поставлена
1922). В 1914 году композитор путешествовал по Италии и Африке; его впечатления
отразились в сочинениях, написанных в ориентальном духе,— «Песнях неистового
муэдзина» (на слова Я. Ивашкевича), «Песнях Гафиза» и др. Перед началом Первой
мировой войны Шимановский вернулся в Тимошовку, где оставался до 1917 года,
затем некоторое время жил в Елизаветграде. В Тимошовке были созданы кантата
«Деметра» для альта, женского хора и оркестра, 3-я симфония для солиста, хора и
оркестра на текст персидского поэта Джелал-эддина Руми («Песня о ночи»),
которая по своей эмоциональной настроенности близка «Поэме экстаза» Скрябина.
На формирование творческих взглядов молодого
Шимановского оказала большое влияние музыка Шопена и Скрябина, которые всегда оставались его любимыми
композиторами. Шимановского со Скрябиным объединяла общность эстетических и
художественных воззрений. В Тимошовке Шимановский написал лирический цикл для
скрипки «Мифы», куда входит одно из наиболее известных произведений композитора
«Фонтан Аретузы». Эти сложные по форме произведения проникнуты тонким лиризмом
и глубокой задушевностью. Выразительность и богатство мелодий отличают песни
Шимановского на слова Рабиндраната
Тагора.
К 1916 году относится поездка Шимановского в
Петроград. Русская музыкальная общественность была уже знакома с произведениями
Шимановского. В 1914 году в Киеве, Москве и Петрограде выступал дирижер Г.
Фительберг с программой из произведений композиторов «Молодой Польши», куда
входила «Концертная увертюра» Шимановского. В 1916 году исполнялся его цикл
«Маски» и 2-я соната. Шимановский встречался с Рахманиновым, Метнером, Прокофьевым
и другими русскими композиторами.
В 1919 году Шимановский переселился в Варшаву, где
вскоре завоевал признание как один из лучших композиторов современной Польши. В
это же время его имя становится широко известным в Европе, и его произведения
исполняются на международных музыкальных фестивалях. В 1920–1921 годах
Шимановский посетил Париж, Лондон, Нью-Йорк, где под управлением Г. Фительберга
исполнялись его сочинения. Успеху Шимановского способствовали такие блестящие
исполнители его произведений, как пианист Артур Рубинштейн, скрипач П.
Коханьский, и др.
Последний период творчества Шимановского — период
окончательного становления национального стиля композитора — характеризуется
обращением к национальному фольклору, ясной структурой полифонии и гармонии.
Шимановский боролся за самобытность музыки, подчеркивал также ее большую
воспитательную роль в обществе. Обратившись к фольклору Подгалья, Шимановский в
1926 году написал балет «Харнаси» на сюжет гуральской легенды (пост. 1936);
композитор широко вводит в музыку балета мелодии и ритмы гуральских танцев. В
1926 году состоялась премьера оперы «Король Рогер», в которой воссоздан колорит
эпохи 12 века. В том же году была написана лирическая кантата «Stabat mater»,
задуманная первоначально как «Мужицкий реквием». В 1927–1929 годах Шимановский
был директором Варшавской консерватории. Шимановский выступал как музыкальный
критик; известны также его литературные произведения (например, повесть «Эфеб»).
Лучшие произведения Шимановского вошли в фонд мировой
музыкальной классики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий