Gioachino Rossini / Джоаккино Россини.
Soirées musicales. La Danza. Неаполитанская тарантелла.
Soirées musicales. 12 Songs. №8 La Danza. Стихи графа Карло
Пеполи.
Soirées musicales. La Danza. Неаполитанская тарантелла.
Джоаккино Антонио Россини
(итал. Gioachino Antonio Rossini; 1792—1868) — выдающийся итальянский
композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.
Россини родился 29 февраля
(по собственным словам 2 марта) 1792 года в Пезаро в Марке (отсюда прозвище:
«Пезарский лебедь»). Отец Россини был трубачом, мать — певицей.
Мальчик рос с малолетства
в музыкальной обстановке и, как только обнаружился его музыкальный талант, был
послан для развития голоса к Анжело Тезеи в Болонью, где начались его занятия
на клавесине. В Болонье он знакомится со знаменитым тенором Маттео Баббини,
который даёт ему несколько уроков. В 1807 году Россини поступил учеником аббата
Маттеи (англ.) по композиции в Liceo filarmonico в Болонье, но прервал
своё учение как только прошел курс простого контрапункта, так как по мнению
Маттеи знания последнего было вполне достаточно чтобы быть в состоянии писать
оперы.
Первым сценическим дебютом
Россини была одноактная опера: «La cambiale di matrimonio» («Брачный вексель»)
(1810 в театре San Mose в Венеции), которая обратила на себя внимание широкой
публики, также как и вторая: «L' equivoco stravagante» («Странный случай»)
(Болонья 1811); впрочем они понравились настолько, что Россини был завален
работой, и к 1812 году написал уже 5 опер. В следующем году, после того как его
«Танкред» поставлен был на сцене театра Fenice в Венеции, имевшая огромный
успех. Известность подкрепила его следующая опера «Итальянка в Алжире». Это
позволило Россини ставить свои произведения в Ла Скала.
Но наибольший триумф
доставила Россини в 1816 году постановка на сцене театра Argentina в Риме его
«Севильского цирюльника»; опера эта — не только наиболее гениальное его
творение, но может быть и венец всех итальянских опер-буфф. В Риме встретили «Севильского
цирюльника» с большим недоверием, так как считали дерзостью, чтобы кто-либо
осмелился написать, после Паэзиелло, оперу на тот же сюжет; на первом
представлении оперу Россини приняли даже холодно; второе представление, которым
дирижировал не сам расстроенный Россини, а Паганини, напротив, имело опьяняющий
успех: публика устроила даже факельное шествие.
Ещё в том же году
последовал в Неаполе «Отелло», в котором Россини впервые совершенно изгнал
recitativo secco, затем «Золушка» в Риме и «Сорока-воровка», премьера которой с
триумфом прошла в Милане в 1817. На 1815—1823 годы Россини заключил контракт с
театральным антрепренером Доменико Барбайя, по которому за ежегодное
вознаграждение в 12 000 лир (4 450 руб.) обязывался поставлять каждый год по 2
новые оперы; у Барбайи были в то время в руках не только неаполитанские театры,
но и театр Ла Скала в Милане и Итальянская опера в Вене. Вялый приём, оказанный
«Семирамиде» (Венеция), — произведению, написанному шире и грандиознее
предыдущих, побудил Россини посетить в 1823 году Лондон, где он концертами и
частными уроками и пр. собрал в пять месяцев 10 000 фунтов стерлингов (100 000
руб.). В октябре того же года он отправился в Париж, где поселился надолго, и
взял на себя антрепризу Théâtre italien.
Россини совсем не обладал
организаторскими способностями, и в течение двух лет положение театра так
упало, что виконт Ларошфуко, с согласия самого Россини, отставил его от
антрепризы и назначил главным интендантом королевской музыки и главным
инспектором пения, — синекура, приносившая Россини 20 000 франков
жалования. Хотя Июльская революция и лишила Россини этих должностей, но ему
удалось путем продолжительного процесса добиться пенсии в 6 000 франков.
Россини превратился в Париже в истинного француза и 1829 году написал «Телля»,
свое главное произведение в области большой оперы и вместе с тем последнее
сценическое произведение.
В продолжение большого
промежутка времени с 1829 до своей смерти (76 лет) Россини брался за перо
только для того чтобы написать свое знаменитое Stabat Mater (1832 год; в
позднейшем, расширенном виде 1841 год) и несколько церковных композиций и
кантат. В 1836 году Россини, после 13-летнего пребывания, уехал из Парижа и
поселился в Италии, сперва в Милане, затем на своей вилле близ Болоньи; он болел
и скучал. Огромный успех «Stabat» снова несколько оживил его; зато волнения в
1848 года снова плохо повлияли на него, ему пришлось бежать из-за повстанцев во
Флоренцию и наконец в 1853 он решился вернуться в Париж, где вскоре поправился
и прожил ещё 15 лет, пользуясь всеобщим уважением.
Россини создал (за 20
дней) своё самое известное произведение — оперу «Севильский цирюльник» по
одноимённой пьесе Бомарше.
В 1821 году Россини
женится на певице Изабелле Кольбран. В 1823 году по приглашению директора
Театра Её Величества композитор едет в Великобританию, где ему за пятимесячную
работу выплачивают жалованье в 7 000 фунтов стерлингов. В 1824 году
Россини получает должность директора Итальянского театра в Париже.
В 1845 г. умирает первая
жена композитора. В 1847 году Россини женится на Олимпии Пелиссье. У
композитора был сын Лоренцо. В 1855 г. вновь обосновался в Париже, сделав свой
дом одним из самых модных музыкальных салонов.
Россини скончался 13
ноября 1868 года в городке Пасси близ Парижа. В 1887 году прах композитора
был перевезён во Флоренцию.
Имя Россини носит
консерватория в его родном городе, созданная согласно его завещанию.
|: Già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, si salterà!
L’ora è bella per danzare,
chi è in amor non mancherà. :|
Già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, si salterà!
Presto in danza a tondo, a tondo,
donne mie venite qua,
un garzon bello e giocondo
a ciascuna toccherà,
finchè in ciel brilla una stella
e la luna splenderà.
Il più bel con la più bella
tutta notte danzerà.
Mamma mia, mamma mia,
già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, mamma mia,
mamma mia, si salterà.
|: Frinche, frinche, frinche,
frinche, frinche, frinche,
mamma mia, si salterà. :|
La la ra la ra
la ra la la ra la
(repeated twice)
la la ra la ra
la la la la ra la!
|: Salta, salta, gira, gira,
ogni coppia a cerchio va,
già s’avanza, si ritira
e all’assalto tornerà. :|
Già s’avanza, si ritira
e all’assalto tornerà!
Sera, sera, colla bionda,
colla bruna và quà e là
colla rosa và a seconda,
colla smorta fermo sta.
Viva il ballo a tondo a tondo,
sono un Re, sono un Pascià,
è il più bel piacer del mondo
la più cara voluttà.
Mamma mia, mamma mia,
già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, mamma mia,
mamma mia, si salterà.
|: Frinche, frinche, frinche,
frinche, frinche, frinche,
mamma mia, si salterà. :|
La la ra la ra
la ra la la ra la
(repeated twice)
la la ra la ra
la la la la ra la!
mamma mia, si salterà!
L’ora è bella per danzare,
chi è in amor non mancherà. :|
Già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, si salterà!
Presto in danza a tondo, a tondo,
donne mie venite qua,
un garzon bello e giocondo
a ciascuna toccherà,
finchè in ciel brilla una stella
e la luna splenderà.
Il più bel con la più bella
tutta notte danzerà.
Mamma mia, mamma mia,
già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, mamma mia,
mamma mia, si salterà.
|: Frinche, frinche, frinche,
frinche, frinche, frinche,
mamma mia, si salterà. :|
La la ra la ra
la ra la la ra la
(repeated twice)
la la ra la ra
la la la la ra la!
|: Salta, salta, gira, gira,
ogni coppia a cerchio va,
già s’avanza, si ritira
e all’assalto tornerà. :|
Già s’avanza, si ritira
e all’assalto tornerà!
Sera, sera, colla bionda,
colla bruna và quà e là
colla rosa và a seconda,
colla smorta fermo sta.
Viva il ballo a tondo a tondo,
sono un Re, sono un Pascià,
è il più bel piacer del mondo
la più cara voluttà.
Mamma mia, mamma mia,
già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, mamma mia,
mamma mia, si salterà.
|: Frinche, frinche, frinche,
frinche, frinche, frinche,
mamma mia, si salterà. :|
La la ra la ra
la ra la la ra la
(repeated twice)
la la ra la ra
la la la la ra la!
Профессиональный
дебют Паваротти состоялся в 1961 году - партия Родольфо в "Богеме".
Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери
Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы. В 1964 дебютировал в США
("Лючия ди Ламермур"). Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани,
Герцог, Манрико, Калаф. В 1992 он открыл сезон в Ла Скала "Дон
Карлосом" и впервые исполнил партию Отелло. С течением времени театр
уступил певца концертной эстраде, которая, в свою очередь, стала тесной для
Паваротти. Его выступления на стадионах (соло и совместно с коллегами и
друзьями) собирают многотысячную аудиторию. Среди достоинств пения Паваротти -
превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость
совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения.
Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей
тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из 'суперзвезд' оперной сцены 20
столетия.
Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене
(Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе у
Э.Кампогальяни. Дебютиров ал в 1961 в партии
Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в
миланском театре 'Ла Скала' (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини).
Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре
'Ковент-Гарден' в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской
'Метрополитен-опера') принесла Паваротти международную известность и титул
'Короля верхнего до' (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории
оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin). Хотя основная
специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле
Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти,
Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем
певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в
Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди,
Радамес в его же Аиде.
La Boutique fantasque (ру: «Причудливый магазин», «Лавка чудес») —
балет, созданный хореографом Леонидом Мясиным в 1919 году на основе популярного
к тому времени балета «Фея кукол».
Музыку сочинил Отторино Респиги на основе
фортепьянных пьес Джоаккино Россини.
Премьера: 5 июня 1919 года в Лондоне,
Alhambra Theatre
Boutique fantasque — название французское. Так назвал свой балет
его автор Леонид Мясин, русский эмигрант.
В афишах на русском языке (балет ставился в СССР)
балет шел под разными названиями, но укрепилось название «Волшебная лавка».
Балетная энциклопедия тоже так назвала
его — «Волшебная лавка», при этом дав неправильное французское название:
«La Boutique fantastique» — вместо правильного La Boutique fantasque.
Французское слово fantastique обозначает — «фантастичный,
сказочный», слово fantasque — «причудливый».
Во всех остальных справочных балетных
изданиях на всех языках балет называется по-французски — так, как его
назвал автор.
Балет « Фея кукол» был создан в 1888 году композитором Йозефом Байером по либретто И. Хасрейтера и Ф. Гауля, балетмейстер И. Хасрейтер; его премьера: Вена, Придворный театр, 4 октября 1888 г.
Балет « Фея кукол» был создан в 1888 году композитором Йозефом Байером по либретто И. Хасрейтера и Ф. Гауля, балетмейстер И. Хасрейтер; его премьера: Вена, Придворный театр, 4 октября 1888 г.
Действие его
разворачивалось в кукольной лавочке, где ожившие по ночам игрушки устраивали
бал, прощаясь с купленной богатым англичанином кукольной феей.
Этот балет
пользовался огромным зрительским успехом и неоднократно ставился на многих
сценах.
Балет «Фея кукол» лег в основу другого
балета, задуманного Леонидом Мясиным.
Взяв за основу балет «Фея кукол», Л. Мясин дополнил его сюжетом известной сказки «Оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсона.
Взяв за основу балет «Фея кукол», Л. Мясин дополнил его сюжетом известной сказки «Оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсона.
В качестве
соавтора балетмейстер пригласил французского художника Андре Дерена Он же и
оформил спектакль.
Для создания
музыки Л.Мясин обратился к композитору Отторино Респиги который создал музыку на основе
фортепьянных пьес Джоаккино Россини.
В результате
балет Л.Мясина стал весьма отличаться от первоисточника — балета «Фея
кукол» — и не только в музыкальном плане, но и в сюжетных линиях.
Комический балет «Фея кукол» обрел драматические коллизии.
Если в «Фее кукол» игрушки устраивали красивый прощальный бал в честь купленной и покидающей магазинчик Феи кукол, то в произведении Л.Мясина происходила целая кукольная трагедия: разные покупатели выбрали себе куклу-танцовщика и куклу-танцовщицу, любящих друг друга. И тогда, чтобы избежать расставания, влюбленные куклы решили убежать из магазина — они встают из упакованных коробок и навсегда покидают свой магазинчик. Им помогают другие куклы, выставленные на продажу. Любовь побеждает, а злые люди-покупатели наказаны.
Если в «Фее кукол» игрушки устраивали красивый прощальный бал в честь купленной и покидающей магазинчик Феи кукол, то в произведении Л.Мясина происходила целая кукольная трагедия: разные покупатели выбрали себе куклу-танцовщика и куклу-танцовщицу, любящих друг друга. И тогда, чтобы избежать расставания, влюбленные куклы решили убежать из магазина — они встают из упакованных коробок и навсегда покидают свой магазинчик. Им помогают другие куклы, выставленные на продажу. Любовь побеждает, а злые люди-покупатели наказаны.
Балет был поставлен в первый раз в рамках «Русских
сезонов» С.П. Дягилева 5 июня 1919 года в Лондоне. Сам
Леонид Мясин выступил в главной мужской партии куклы-танцовщика, причем в этой
роли он изумительно исполнял канкан (в партнерстве с Л. Лопуховой), а
прообразом для него послужил известный канканист из парижского кабаре «Мулен
Руж» Валантен (Valentin le désossé; наст.имя Жак Реноден / Jacques Renaudin),
прозванный за гибкость «Бескостным».
В дальнейших
спектаклях на роль куклы-танцовщицы была введена Т. Карсавина.
Спектакль пользовался успехом и Л.Мясин
неоднократно повторял постановку.
В 1933 году, после смерти
С. П. Дягилева, в 1929 году распалась его балетная труппа, Мясин
возглавил созданную труппу «Русский балет Монте-Карло» (Monte Carlo Russian
Ballet), в которой собрались бывшие дягилевцы и молодежь — еще неопытные
исполнители, большинство из которых были выходцами из русских эмигрантских
семей[. Там он возобновил несколько своих постановок, в том числе и La
Boutique fantasque.
13 октября 1936 года этим балетом открылись
гастроли в Австралии труппы «Русский балет Монте-Карло» .
Бакст Лев Эскизы костюмов к балету «Волшебная лавка»
Комментариев нет:
Отправить комментарий