Niccolò Paganini Никколо Паганини "Венецианский карнавал"
...Глядя на свое отражение в зеркале, Никколо криво усмехнулся — бледный, изможденный, нескладный призрак. Все лицо, и так некрасивое, избороздили глубокие морщины... А ведь теперь в его слабеющих день ото дня руках судьба любимейшего существа на свете — сына Ахилла.
Мальчик родился, когда синьору Паганини, кавалеру ордена Золотой шпоры, было уже 42 года. Долгожданного сына маэстро подарила Антония Бьянки, начинающая певица из "Феникса". Привлекательная внешность и живой темперамент Антонии произвели на пылкого Никколо неотразимое впечатление, и он взял ее c собой на гастроли в Милан и Геную. И неожиданно Бьянки сообщила Никколо о своем интересном положении...
Исход любовной интрижки заставил невольно задуматься о будущем: "Моя жизнь будет безоблачной и счастливой, и я увижу свое отражение в детях", — так написал Паганини в 1821 году своему другу Джерми. Похоже, он искренне сам этого желал, но душа странника все же пересилила в нем грезы о семейном очаге: их брак с Бьянки так и не был узаконен. Однако родившийся вскоре малыш завладел всем его сердцем. Чего нельзя было сказать в отношении чувств Никколо к Антонии — страсти улеглись, и теперь она значила для него не больше, чем любая из его прежних женщин.
...Паганини очнулся от грез, привлеченный пением гондольера. Маэстро прислушался — приятный баритон выводил популярнейшую венецианскую канцону "О мама, мама дорогая". Многократно повторяющаяся мелодия таяла в утреннем тумане, сливалась с барочными строениями и эхом возвращалась к маэстро неузнаваемой, принимая фантастические образы из затейливого маскарада. Никколо в нетерпении, сколько позволяли силы, бросился назад в гостиницу, и к вечеру был готов феерический «Венецианский карнавал».
"Венецианский карнавал. ...У моста Риальто взгляд Паганини задержался на фасаде изящного палаццо — некогда здесь музыкант давал концерт у синьора Пальфи, и тут в больших пустынных залах он играл свою "Прекрасную мельничиху". Играл блистательно, не подозревая, что его ослепительная карьера на исходе...
Европейское турне Паганини, очень утомительное, со всеми его переживаниями и треволнениями, в 1834 году закончилось для музыканта печальным финалом: врачи нашли у него туберкулез легких. Теперь и сам Никколо прекрасно сознавал, сколь шатко его положение — любая простуда или эмоциональное расстройство могли сделать его неспособным к игре на недели и даже месяцы. Все неотступнее ему грезился дом его мечты, где он бросит наконец якорь....Глядя на свое отражение в зеркале, Никколо криво усмехнулся — бледный, изможденный, нескладный призрак. Все лицо, и так некрасивое, избороздили глубокие морщины... А ведь теперь в его слабеющих день ото дня руках судьба любимейшего существа на свете — сына Ахилла.
Мальчик родился, когда синьору Паганини, кавалеру ордена Золотой шпоры, было уже 42 года. Долгожданного сына маэстро подарила Антония Бьянки, начинающая певица из "Феникса". Привлекательная внешность и живой темперамент Антонии произвели на пылкого Никколо неотразимое впечатление, и он взял ее c собой на гастроли в Милан и Геную. И неожиданно Бьянки сообщила Никколо о своем интересном положении...
Исход любовной интрижки заставил невольно задуматься о будущем: "Моя жизнь будет безоблачной и счастливой, и я увижу свое отражение в детях", — так написал Паганини в 1821 году своему другу Джерми. Похоже, он искренне сам этого желал, но душа странника все же пересилила в нем грезы о семейном очаге: их брак с Бьянки так и не был узаконен. Однако родившийся вскоре малыш завладел всем его сердцем. Чего нельзя было сказать в отношении чувств Никколо к Антонии — страсти улеглись, и теперь она значила для него не больше, чем любая из его прежних женщин.
...Паганини очнулся от грез, привлеченный пением гондольера. Маэстро прислушался — приятный баритон выводил популярнейшую венецианскую канцону "О мама, мама дорогая". Многократно повторяющаяся мелодия таяла в утреннем тумане, сливалась с барочными строениями и эхом возвращалась к маэстро неузнаваемой, принимая фантастические образы из затейливого маскарада. Никколо в нетерпении, сколько позволяли силы, бросился назад в гостиницу, и к вечеру был готов феерический «Венецианский карнавал».
Знаменитый Венецианский карнавал каждый год собирает свыше 500 тысяч туристов. Карнавал проходит ежегодно в течение 10-20 дней в конце февраля-начале марта. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. В конце XIII века власти объявили днем проведения карнавала последний день перед постом. Карнавал стал популярным праздником, его начали проводить в других городах. Маски начали появляться на гражданах и в обычные дни. Их начали использовать в неблагородных целях, и тогда церковь запретила ношение масок в другие дни. В начале XVII века за ношение масок мужчины приговаривались к двум годам тюрьмы, а женщины - к розгам. В конце XVIII века Наполеон отменил карнавал. Его возрождение состоялось лишь в 1980 году.
Во время карнавала отменялись любые табу: социальные и религиозные.
"Греши смелей, чтоб каяться потом!
Без ранговых различий и приличий
Все испытать спешат и стар и млад:
Любовь, обжорство, пьянство, маскарад",
- писал Байрон о маскараде.
Венецианскую маску делают способом папье-маше. Маски стараются красить под старину, украшают камнями и перьями. Во время венецианского карнавала в средние века влюбленные предпочитали маску Коломбины. Она закрывала только половину лица, а значит, была удобной для поцелуев. Сегодня венецианская карнавальная маска - почти произведение искусства, украшенное глянцевыми красками, драгоценными камнями. В средние века они выглядели намного проще.
У каждого Венецианского карнавала есть своя тема. В 1999 году, например, была выбрана тема "999 лет карнавалов и праздников в Венеции". В 2003 году карнавал посвятили Феллини.В этом году традиционный венецианский карнавал не ограничился масками и костюмированными шествиями. "Балом" правили продукты питания и изысканные деликатесы.
Михаил Казиник Тайные знаки культуры 6.03.2011
(радио Серебряный дождь) Никколо Паганини Венецианский карнавал здесь
Аполлон Аполлонович Коринфский
То площадь или море?
И смех, и крик, и гул,
И пламя в каждом взоре,
И на сердце разгул.
Плащи, мантильи, маски,
Пьеретты и Пьеро, -
Смешалось в буйной пляске
Всё шумно и пестро.
Блестят с балконов взоры;
Цветов и фруктов град
Посыпали синьоры
В летучий маскарад.
За ними - и confetti
Ударила картечь...
Монтекки с Капулетти
То не ведут ли речь?!.
О нет! Борясь с истомой,
На свой турнир созвал -
С враждою незнакомый -
Весь город карнавал...
22 января 1895
Комментариев нет:
Отправить комментарий