Жан-Филипп Рамо / Jean-Philippe Rameau
Избранные пьесы.
Избранные пьесы.
...Надо
его любить с тем нежным почтением, которое сохраняется по отношению к предкам,
немного неприятным, но умевшим так красиво говорить правду.
К. Дебюсси
Ставший знаменитым лишь в зрелые годы,
Ж. Ф. Рамо так редко и скупо вспоминал о своем детстве и юности, что даже его
жена почти ничего об этом не знала. Лишь по документам и отрывочным
воспоминаниям современников мы можем восстановить путь, приведший его на
парижский Олимп. День его рождения неизвестен, а крещен он был 25 сентября 1683
г. в Дижоне. Отец Рамо работал церковным органистом, и первые уроки мальчик
получил от него. Музыка сразу стала его единственной страстью. В 18 лет он
отправился в Милан, но вскоре вернулся во Францию, где вначале странствовал с
бродячими труппами в качестве скрипача, потом служил органистом в ряде городов:
Авиньоне, Клермон-Ферране, Париже, Дижоне, Монпелье, Лионе. Так продолжалось до
1722 г., когда Рамо выпустил в свет свой первый теоретический труд — «Трактат о
гармонии». О трактате и его авторе заговорили в Париже, куда Рамо переехал в
1722 или в начале 1723 г.К. Дебюсси
Человек глубокий и искренний, но
совершенно не светский, Рамо приобрел среди выдающихся умов Франции как
приверженцев, так и противников: Вольтер называл его «нашим Орфеем», но Руссо,
поборник простоты и естественности в музыке, резко критиковал Рамо за
«ученость» и «злоупотребление симфониями». Решившись выступить на оперном поприще лишь почти в
пятидесятилетнем возрасте, Рамо с 1733 г. стал ведущим оперным композитором
Франции, не оставляя также научную и педагогическую деятельность. В 1745 г. он
получил звание придворного композитора, а незадолго до смерти — дворянство.
Однако успех не заставил его изменить своей независимой манере держаться и
высказываться, из-за чего Рамо прослыл чудаком и нелюдимом. Столичная газета,
отзываясь на кончину Рамо — «одного из знаменитейших музыкантов Европы», —
сообщала: «Он умер со стойкостью. Разные священники не могли ничего от него
добиться; тогда появился священник... долго разглагольствовал так, что
больной... с яростью воскликнул: „Кой черт пришли вы сюда петь мне, господин
священник? У вас фальшивый голос!“»
Оперы и балеты Рамо составили целую эпоху в
истории французского музыкального театра. Его первая опера «Самсон» на либретто
Вольтера (1732) не была поставлена из-за библейского сюжета. С 1733 г.
произведения Рамо шли на сцене Королевской академии музыки, вызывая восхищение
и споры. Связанный с придворной сценой, Рамо был вынужден обращаться к сюжетам
и жанрам, унаследованным от Ж. Б. Люлли, но трактовал их по-новому. Поклонники
Люлли критиковали Рамо за смелые нововведения, а энциклопедисты, выражавшие
эстетические запросы демократической публики (особенно Руссо и Дидро), за
верность жанру «версальской оперы» с ее аллегоризмом, царственными героями и
сценическими чудесами: все это казалось им живым анахронизмом. Гениальное
дарование Рамо определило высокие художественные достоинства его лучших
произведений. В музыкальных трагедиях «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и
Поллукс» (1737), «Дардан» (1739) Рамо, развивая благородные традиции Люлли,
прокладывает путь к будущим открытиям К. В. Глюка, сумевшего возвратить
античным сюжетам их первозданную строгость и страстность.
Возвращение музыки Рамо в концертные
залы и на оперные сцены началось только в XX в. и в первую очередь благодаря
усилиям французских музыкантов. Напутствуя слушателей премьеры оперы Рамо
«Ипполит и Арисия», К. Дебюсси писал в 1908 г.: «Не будем бояться показать себя
ни слишком почтительными, ни слишком растроганными. Прислушаемся к сердцу Рамо.
Никогда не было голоса более французского...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий