Жан-Филипп Рамо / Jean-Philippe Rameau
Избранные пьесы (2).
Избранные пьесы (2).
Значительная область творчества Рамо —
клавесинная музыка. Композитор был выдающимся исполнителем-импровизатором, 3
выпуска его пьес для клавесина (1706, 1722, ок. 1728) включали 5 сюит, в
которых танцевальные пьесы (аллеманда, куранта, менуэт, сарабанда, жига)
чередовались с характеристическими, имевшими выразительные названия («Нежные
жалобы», «Беседа муз», «Дикари», «Вихри» и др.). По сравнению с клавесинным
письмом Ф. Куперена, прозванного за свое мастерство еще при жизни «великим»,
стиль Рамо более броский и театральный. Уступая иногда Куперену в филигранной
утонченности деталей и хрупкой переливчатости настроений, Рамо в лучших своих
пьесах достигает не меньшей одухотворенности («Перекликание птиц»,
«Крестьянка»), взволнованной пылкости («Цыганка», «Принцесса»), тонкого
сочетания юмора и меланхолии («Курица», «Хромуша»). Шедевром Рамо является
Гавот с вариациями, в котором изысканная танцевальная тема постепенно обретает
гимническую суровость. В этой пьесе словно бы схвачено духовное движение эпохи:
от утонченной поэзии галантных празднеств на картинах Ватто к революционному
классицизму полотен Давида. Помимо сольных сюит, Рамо написал 11 концертов для
клавесина с сопровождением камерных ансамблей.
Клавесинной музыке Рамо свойственен, вразрез с камерными традициями жанра, крупный штрих. Он не склонен к тонкому выписыванию деталей. Его музыка отличается яркой характеристичностью, в ней сразу чувствуется почерк прирожденного театрального композитора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий