Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

суббота, 18 апреля 2015 г.

Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov.Альбом пьес для детей


Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov
Альбом пьес для детей (1-10).
Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 16-го (2-го по старому стилю) декабря 1915 г. в г. Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего. Начальное музыкальное образование получил в Курской музыкальной школе (1929 – 1932). С 1932 по 1936 г. обучался в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме, сначала как пианист у И. А. Браудо, с 1933 – как композитор у М. А. Юдина. С 1936 по 1941 учился в Ленинградской государственной консерватории по классу композиции у П.Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича.
Первым произведением, принесшим известность молодому композитору, стал цикл романсов на слова А. С. Пушкина (1935). 19-тилетнего учащегося музыкального техникума принимают в Союз композиторов СССР – редкий случай для советской творческой организации.
В начале своего творческого пути Юрий Свиридов работает в разных жанрах. Помимо вокальных циклов на слова А. Блока (1938), М. Лермонтова (1938), А. Прокофьева и М. Исаковского, композитор пишет две симфонии для симфонического оркестра (1937 и 1948, вторая не закончена) и Симфонию для струнного оркестра в четырех частях (1940), два фортепианных концерта (1938 и 1944, второй не завершен), фортепианные квинтет и трио (1945), два струнных квартета (1946 и 1947), две сонаты (1940 и 1944) и две партиты для фортепиано (1947), фортепианный Альбом для детей (1948) и мн. других пьес, пробует себя в жанре оперетты. В начале 1940-х начинается плодотворная работа Свиридова в жанре театральной и киномузыки.
Новый этап в эволюции стиля Свиридова ознаменовался появлением вокальной поэмы «Страна отцов» на слова А. Исаакяна (1950). С этого момента жанры вокальной музыки становятся ведущими в творчестве композитора. В 1950-е годы появляются его известные вокальные циклы «Песни на слова Роберта Бернса» (1955), «У меня отец – крестьянин» на слова С. Есенина (1956), отдельные песни на слова Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Маяковского, В. Хлебникова, Б. Корнилова и др. русских поэтов.
Во второй половине 1950-х Свиридов создает свои крупные вокально-симфонические произведения, принесшие ему широкое общественное признание, – «Поэму памяти Сергея Есенина» для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1956) и «Патетическую ораторию» для солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра на слова В. Маяковского (1959).
В 1960-е годы композитор работает преимущественно в жанре кантаты. Наподобие есенинских «маленьких поэм» у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» (известной в другой редакции под названием «Ночные облака», все – на слова А. Блока). Среди завершенных кантат 1960-х – 1970-х гг. – «Курские песни», слова народные (1964) и «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова.
В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А. С. Пушкина и «Время, вперед!» по роману В. Катаева, получившие поистине всенародное признание.
В конце 1950-х годов композитор впервые пробует себя в жанре хоровой музыки без сопровождения (Пять хоров на слова русских поэтов, 1958). В этом жанре особенно интенсивно композитор работает в 1970-е – 1990-е гг. В это время появляются несколько десятков отдельных хоровых миниатюр, хоровых циклов, поэмы и концерты для хора.
К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора «Пушкинский венок» и др. соч.

В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией». Болезнь и смерть (в ночь с 5 на 6-е января 1998 г.) застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова.

На протяжении своего долгого творческого пути композитор неоднократно награждался высокими общественными и государственными наградами и премиями. Георгий Свиридов – народный артист РСФСР (1963), народный артист СССР (1970), Герой Социалистического труда (1975), лауреат Ленинской премии (1960), лауреат государственных премий СССР (1946, 1968, 1980) и Российской Федерации (1996). Награжден орденами Ленина (1967, 1971, 1975, 1985) и «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995). В 1962-1974 гг. – секретарь Союза композиторов СССР, с 1968 по 1973 г. – первый секретарь Союза композиторов РСФСР. Г.В. Свиридов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР ( с 1968 по 1973 г.). Почетный гражданин гор. Москвы ( 1997 г.), Почетный гражданин г. Курска(1982 г.).








Комментариев нет:

Отправить комментарий