Эдвард Григ - 3 пьесы о весне. "Весной", Ручеек", "Весна".
Круг образов и тем цикла очень широк:
тема Родины – «Родная песня», «На Родине», «Тоска по Родине»;
тема природы – «Ручеек», «Бабочка», «Весной», «Летний вечер», «Мальчик-пастух»;
образы народной фантастики – «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»;
образы народного быта – «В норвежском духе», «Народный напев», «Свадебный день в Трольхаугене»;
пьесы лирического содержания.
«Миниатюризм» Грига – одно из коренных свойств его стиля,
возникших отнюдь не вследствие ограниченности мышления или отсутствия дара
развития. Влечение к малой форме было присуще композитору прежде всего как
лирику, стремившемуся не столько к драматическому развитию данной темы, сюжета,
сколько к сосредоточенному высказыванию мысли и чувства. Эту способность
сжатого, точного выражения мысли Григ воспитывал в себе с юных лет. Но особенно
полно проявилась она в поздний период его творчества, целиком посвященный
созданию романсов и небольших фортепианных пьес.
Фортепианная миниатюра – один из любимейших жанров Грига,
где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего
мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Это своеобразные «дневниковые
записи» композитора, которые можно сравнить с фортепианными циклами Шумана,
«Песнями без слов» Мендельсона, «Музыкальными моментами» и «Экспромтами»
Шуберта, прелюдиями Шопена. Общее здесь – лирическое настроение, мелодическое
богатство, небольшие масштабы.
С точки зрения содержания григовские миниатюры можно условно
разделить на 2 группы: в первой – более субъективные настроения, нередко
связанные с личными переживаниями композитора; пьесы второй группы – это
зарисовки сцен народного быта, музыкальные пейзажи.
Григ написал около 150 фортепианных пьес, 66 из которых
включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место
в фортепианном творчестве композитора (кроме него – «Поэтические картинки»,
«Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»).
Над «Лирическими пьесами» Григ работал почти всю свою
жизнь: первая тетрадь была издана в 1867 году, последняя – в 1901. Круг образов и тем цикла очень широк:
тема Родины – «Родная песня», «На Родине», «Тоска по Родине»;
тема природы – «Ручеек», «Бабочка», «Весной», «Летний вечер», «Мальчик-пастух»;
образы народной фантастики – «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»;
образы народного быта – «В норвежском духе», «Народный напев», «Свадебный день в Трольхаугене»;
пьесы лирического содержания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий