Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

пятница, 3 апреля 2015 г.

Александр Сергеевич Даргомыжский / Alexander Dargomyzhsky. 4 вальса

Александр Сергеевич Даргомыжский / Alexander Dargomyzhsky  
Четыре вальса.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии, где находилось небольшое имение его отца. Но вся жизнь композитора связана с Петербургом.
Уже в семь лет Александр пытался сочинять фортепианные пьески, хотя учитель музыки бранил его, считая это занятие "неприличным для русского дворянина". К 17-18 годам Даргомыжский весьма неплохо играл на скрипке и обнаружил талант пианиста; у него уже были собственные сочинения - кантаты, романсы, фортепианные пьесы. Правда, молодой композитор не собирался стать музыкантом-профессионалом, на занятия музыкой смотрел как на приятное развлечение. В 1831 году он поступил на государственную службу.
Только познакомившись с М. И. Глинкой, двадцатилетний юноша начал относиться к искусству серьезно. Стали появляться песни и романсы Даргомыжского, росла его известность среди петербургских любителей музыки. В 1841 году композитор закончил свою первую оперу "Эсмеральда" на сюжет романа В. Гюго "Собор Парижской богоматери".
Решив целиком посвятить себя музыке, Даргомыжский в 1843 году вышел в отставку. Он едет в Париж, чтобы пополнить свое музыкальное образование; однако там многое разочаровало его. Он писал из Парижа, что в операх, которые там исполняются, "много искусственного, натянутого, фальшивого".
В 1856 году в петербургском Мариинском оперном театре была поставлена опера Даргомыжского "Русалка". Сокращения нескольких сцен и небрежность постановки исказили замыслы композитора, поэтому подлинно народная музыкальная опера у аристократической публики успеха не имела.
Композитор тяжело переживает провал оперы. Много сил он отдает педагогической деятельности, занимаясь с певцами-любителями. В эти годы композитор создал пьесы для оркестра "Казачок", "Баба-Яга", "Фантазия на финские темы".
В конце 50-х годов композитор сближается с сотрудниками передового сатирического журнала "Искра" - поэтами П. Вейнбергом, В. Курочкиным и сам принимает участие в его издании. В это время Даргомыжский создает свои остросатирические песни "Титулярный советник" (на стихи П. Вейнберга), "Червяк" (на стихи П. Беранже в переводе В. Курочкина).
Создавая песни и романсы, композитор обращался к поэзии М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского, но более всех ему импонировали стихи А. С. Пушкина. Пушкинские произведения легли в основу его опер ("Торжество Вакха", "Русалка", "Каменный гость"), многие стихи великого поэта композитор положил на музыку.
В последние годы жизни Даргомыжского связывала крепкая дружба с молодыми композиторами - членами балакиревского кружка ("Могучая кучка"). Его объединяли с ними общие взгляды на искусство. Даргомыжский не оставлял работы до последнего дня своей жизни. Оперу "Каменный гость" завершили его друзья - композиторы Ц. А. Кюи и Н. А. Римский-Корсаков. Умер Даргомыжский 17 января 1869 года в Петербурге.








Комментариев нет:

Отправить комментарий