Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov
«Альбом пьес для детей» (11-17)
«Альбом пьес для детей» (11-17)
«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем
творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов.
Г.В. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына Георгия и для всех детей (1948г). Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей».
Все мы хорошо знаем, что такое альбом – альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес.
В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том,
что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова включает семнадцать
небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической
трудности. Редакторы альбома — В. А. Натансон и Л. И. Ройзман — справедливо
адресовали его учащимся детских музыкальных школ.
Порядок в расположении пьес естествен и логичен как в
художественном, так и в методическом отношениях в целом: трудность их — будь
она главным образом технической или художественно-психологической — постепенно
возрастает.
Многогранна образность пьес альбома Свиридова. Здесь и картины природы («Зима», «Дождик»), и жанровые
картинки («Парень с гармошкой»), и музыкальные характеристики сказочных
персонажей («Колдун»). Многие пьесы рисуют различные психологические состояния:
«Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном».
Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры:
«Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката»,
«Музыкальный момент». Встречаем мы в пьесах и элементы звукоподражания
(«Музыкальный ящик»); порою ощущается влияние «театральной» музыки («Веселый
марш»). Но особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским
фольклором (отнюдь не только в обработке песни «Звонили звоны» или таких
русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой»). Любопытно отметить, что
фольклорное начало преломляется иногда через призму традиций русской
классической музыки, — например, в «Марше на тему Глинки» или в пьесе «Колдун»,
заставляющей вспомнить образ Бабы-яги из «Картинок с выставки» Мусоргского.
Большое художественно-педагогическое достоинство пьес
альбома Свиридова — в разнообразии их строения, в отсутствии столь частой в
детских сборниках стереотипности в области музыкальной формы.
Мы встречаемся с построением пьес и в форме периода
(«Попрыгунья», «Ласковая просьба»), в трехчастной форме с контрастирующей
серединой («Перед сном», «Старинный танец», «Грустная песня») или с развивающей
средней частью («Колдун», «Зима»); в рондообразной форме («Парень с
гармошкой»); в форме типа рондо-сонаты («Музыкальный момент»); в
куплетно-вариационной форме («Колыбельная песенка», «Звонили звоны»); в
свободных формах периода единого строения («Веселый марш», «Дождик», «Марш на
тему Глинки»). Важно отметить оригинальность структуры формообразующих ячеек:
так, I например, пьеса «Зима» начинается со свободного десятитактного
проведения темы. Впрочем, оговоримся, что и самые обычные «квадратные»
построения неизменно обретают у Свиридова свежесть и самобытность.
Главным достоинством пьес Свиридова является то, что написанные замечательным советским композитором без всяких «скидок» на педагогику в художественном отношении, они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию и педагогической целесообразностью применяемых средств музыкальной выразительности и технических приемов.
Особенно ценным представляется гармонический синтез
простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство
это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать
новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому и
разговор композитора с детьми отличается такой естественностью,
непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью.
Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих
сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в
состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с
освоением современного музыкального языка, современных средств художественной
выразительности.
Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для
духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия».
Комментариев нет:
Отправить комментарий