П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Времена года / The Seasons. Апрель. Подснежник
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастьи ином...
А. Майков
Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение — трепетность. Ее передают — каждый по-своему — оба главнейших элемента музыки : мелодия и аккомпанемент. В мелодии — короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. Но это не мужественная борьба, но только лишь порыв, поначалу робкий ( piano , dolce ; итал. — тихо, нежно).
Важный элемент, создающий это настроение трепетности, — ритмическая фигура аккомпанемента. По складу он аккордовый, и самое характерное в нем — короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание.
Данная пьеса написана в размере 6/8, иными словами, в ней в каждом такте по шесть восьмых: они группируются в две доли по три восьмушки в каждой. Но четвертая восьмушка (первая во второй группе из трех восьмушек) в таком такте не такая же сильная (во всяком случае, не должна быть при исполнении такой же сильной), как первая доля такта. И хотя ощущение некоего кружения, необходимого для вальса, этот размер создает, это не настоящий вальс, и говорить можно только о вальсообразном характере.
В средней части Чайковский очень тонко усиливает
«вальсовую составляющую» этого музыкального образа — в конце концов он не может
устоять перед стихией танца, суть которого передал в лучших образцах своей
музыки. Здесь, в «Подснежнике», в среднем разделе пьесы, не меняя основного тактового
размера — 6/8, он сделал более весомой вторую долю такта, приблизив ее по
ритмической значимости к первой доле. Чайковский добился этого двумя способами:
во-первых, добавил акцент в мелодии (поставил в нотах галочку) на второй доле
такта и, во-вторых, в пульсирующих аккордах аккомпанемента в этот момент сделал
паузу. Таким образом, такт стал состоять из двух почти одинаково оформленных
ритмически половин, а следовательно, на слух эти половины стали похожи на два
одинаковых такта, что и нужно для настоящего вальса. Этот переход едва заметен,
но очень важен. Точно так же Чайковский отступает на прежние позиции при
переходе к репризе, то есть при возвращении музыки первой части.
Времена года / The Seasons. Апрель. Подснежник
Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастьи ином...
Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение — трепетность. Ее передают — каждый по-своему — оба главнейших элемента музыки : мелодия и аккомпанемент. В мелодии — короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. Но это не мужественная борьба, но только лишь порыв, поначалу робкий ( piano , dolce ; итал. — тихо, нежно).
Важный элемент, создающий это настроение трепетности, — ритмическая фигура аккомпанемента. По складу он аккордовый, и самое характерное в нем — короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание.
Данная пьеса написана в размере 6/8, иными словами, в ней в каждом такте по шесть восьмых: они группируются в две доли по три восьмушки в каждой. Но четвертая восьмушка (первая во второй группе из трех восьмушек) в таком такте не такая же сильная (во всяком случае, не должна быть при исполнении такой же сильной), как первая доля такта. И хотя ощущение некоего кружения, необходимого для вальса, этот размер создает, это не настоящий вальс, и говорить можно только о вальсообразном характере.
Чайковский с необычайным мастерством достиг
разнообразия в пьесе, производящей впечатление удивительной художественной
целостности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий