Niccolò Paganini Никколо Паганини "Венецианский карнавал"
...Глядя на свое отражение в зеркале, Никколо криво усмехнулся — бледный, изможденный, нескладный призрак. Все лицо, и так некрасивое, избороздили глубокие морщины... А ведь теперь в его слабеющих день ото дня руках судьба любимейшего существа на свете — сына Ахилла.
Мальчик родился, когда синьору Паганини, кавалеру ордена Золотой шпоры, было уже 42 года. Долгожданного сына маэстро подарила Антония Бьянки, начинающая певица из "Феникса". Привлекательная внешность и живой темперамент Антонии произвели на пылкого Никколо неотразимое впечатление, и он взял ее c собой на гастроли в Милан и Геную. И неожиданно Бьянки сообщила Никколо о своем интересном положении...
Исход любовной интрижки заставил невольно задуматься о будущем: "Моя жизнь будет безоблачной и счастливой, и я увижу свое отражение в детях", — так написал Паганини в 1821 году своему другу Джерми. Похоже, он искренне сам этого желал, но душа странника все же пересилила в нем грезы о семейном очаге: их брак с Бьянки так и не был узаконен. Однако родившийся вскоре малыш завладел всем его сердцем. Чего нельзя было сказать в отношении чувств Никколо к Антонии — страсти улеглись, и теперь она значила для него не больше, чем любая из его прежних женщин.
...Паганини очнулся от грез, привлеченный пением гондольера. Маэстро прислушался — приятный баритон выводил популярнейшую венецианскую канцону "О мама, мама дорогая". Многократно повторяющаяся мелодия таяла в утреннем тумане, сливалась с барочными строениями и эхом возвращалась к маэстро неузнаваемой, принимая фантастические образы из затейливого маскарада. Никколо в нетерпении, сколько позволяли силы, бросился назад в гостиницу, и к вечеру был готов феерический «Венецианский карнавал».
"Венецианский карнавал. ...У моста Риальто взгляд
Паганини задержался на фасаде изящного палаццо — некогда здесь
музыкант давал концерт у синьора Пальфи, и тут в больших
пустынных залах он играл свою "Прекрасную мельничиху". Играл
блистательно, не подозревая, что его ослепительная карьера
на исходе...
Европейское турне Паганини, очень утомительное,
со всеми его переживаниями и треволнениями,
в 1834 году закончилось для музыканта печальным финалом: врачи
нашли у него туберкулез легких. Теперь и сам Никколо прекрасно
сознавал, сколь шатко его положение — любая простуда
или эмоциональное расстройство могли сделать его неспособным к игре
на недели и даже месяцы. Все неотступнее ему грезился
дом его мечты, где он бросит наконец якорь....Глядя на свое отражение в зеркале, Никколо криво усмехнулся — бледный, изможденный, нескладный призрак. Все лицо, и так некрасивое, избороздили глубокие морщины... А ведь теперь в его слабеющих день ото дня руках судьба любимейшего существа на свете — сына Ахилла.
Мальчик родился, когда синьору Паганини, кавалеру ордена Золотой шпоры, было уже 42 года. Долгожданного сына маэстро подарила Антония Бьянки, начинающая певица из "Феникса". Привлекательная внешность и живой темперамент Антонии произвели на пылкого Никколо неотразимое впечатление, и он взял ее c собой на гастроли в Милан и Геную. И неожиданно Бьянки сообщила Никколо о своем интересном положении...
Исход любовной интрижки заставил невольно задуматься о будущем: "Моя жизнь будет безоблачной и счастливой, и я увижу свое отражение в детях", — так написал Паганини в 1821 году своему другу Джерми. Похоже, он искренне сам этого желал, но душа странника все же пересилила в нем грезы о семейном очаге: их брак с Бьянки так и не был узаконен. Однако родившийся вскоре малыш завладел всем его сердцем. Чего нельзя было сказать в отношении чувств Никколо к Антонии — страсти улеглись, и теперь она значила для него не больше, чем любая из его прежних женщин.
...Паганини очнулся от грез, привлеченный пением гондольера. Маэстро прислушался — приятный баритон выводил популярнейшую венецианскую канцону "О мама, мама дорогая". Многократно повторяющаяся мелодия таяла в утреннем тумане, сливалась с барочными строениями и эхом возвращалась к маэстро неузнаваемой, принимая фантастические образы из затейливого маскарада. Никколо в нетерпении, сколько позволяли силы, бросился назад в гостиницу, и к вечеру был готов феерический «Венецианский карнавал».
Знаменитый Венецианский карнавал каждый год собирает свыше
500 тысяч туристов. Карнавал проходит ежегодно в течение 10-20 дней в конце
февраля-начале марта. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. В
конце XIII века власти объявили днем проведения карнавала последний день перед
постом. Карнавал стал популярным праздником, его начали проводить в других
городах. Маски начали появляться на гражданах и в обычные дни. Их начали
использовать в неблагородных целях, и тогда церковь запретила ношение масок в другие
дни. В начале XVII века за ношение масок мужчины приговаривались к двум годам
тюрьмы, а женщины - к розгам. В конце XVIII века Наполеон отменил карнавал. Его
возрождение состоялось лишь в 1980 году.
Во время карнавала отменялись любые табу: социальные и
религиозные.
"Греши смелей,
чтоб каяться потом!
Без ранговых различий
и приличий
Все испытать спешат и стар и млад:
Любовь, обжорство, пьянство, маскарад",
- писал Байрон о маскараде.
Венецианскую маску делают способом папье-маше. Маски
стараются красить под старину, украшают камнями и перьями. Во время
венецианского карнавала в средние века влюбленные предпочитали маску Коломбины.
Она закрывала только половину лица, а значит, была удобной для поцелуев.
Сегодня венецианская карнавальная маска - почти произведение искусства,
украшенное глянцевыми красками, драгоценными камнями. В средние века они
выглядели намного проще.
У каждого Венецианского карнавала есть своя тема. В 1999
году, например, была выбрана тема "999 лет карнавалов и праздников в
Венеции". В 2003 году карнавал посвятили Феллини.
В этом году традиционный венецианский карнавал не
ограничился масками и костюмированными шествиями. "Балом"
правили продукты питания и изысканные деликатесы.
Михаил Казиник Тайные знаки культуры 6.03.2011
(радио Серебряный дождь) Никколо Паганини Венецианский карнавал здесь
Аполлон Аполлонович Коринфский
То площадь или море?
И смех, и крик, и
гул,
И пламя в каждом
взоре,
И на сердце разгул.
Плащи, мантильи,
маски,
Пьеретты и Пьеро, -
Смешалось в буйной
пляске
Всё шумно и пестро.
Блестят с балконов взоры;
Цветов и фруктов
град
Посыпали синьоры
В летучий маскарад.
За ними - и
confetti
Ударила картечь...
Монтекки с
Капулетти
То не ведут ли
речь?!.
О нет! Борясь с
истомой,
На свой турнир
созвал -
С враждою
незнакомый -
Весь город
карнавал...
22 января 1895
Комментариев нет:
Отправить комментарий