Эдвард Григ. "Бабочка", "Птичка"
В цикле «Лирических пьес» раскрывается тенденция Грига к поэтической программности. Этот цикл постепенно занял основное место в его фортепианном творчестве. «Лирические пьесы» стали его дневником, «страницами его жизни». Фортепианные миниатюры Грига – это впечатления, образы и картины, порой мимолётные, иногда уже далёкие, но навсегда запавшие в душу художника. Их внутренняя художественная цель – не воплощение сюжета, а прежде всего передача неуловимых настроений, которые порождаются в нашем сознании образами действительной жизни.
«Весенней сюитой» можно назвать прелестный цикл лирико – пейзажных пьес третьей тетради, пронизанных ощущением лесной свежести. Григ писал их весной и летом в Трольхаугене и Луфтхюсе после долгой и утомительной зимней концертной поездки.
В цикле «Лирических пьес» раскрывается тенденция Грига к поэтической программности. Этот цикл постепенно занял основное место в его фортепианном творчестве. «Лирические пьесы» стали его дневником, «страницами его жизни». Фортепианные миниатюры Грига – это впечатления, образы и картины, порой мимолётные, иногда уже далёкие, но навсегда запавшие в душу художника. Их внутренняя художественная цель – не воплощение сюжета, а прежде всего передача неуловимых настроений, которые порождаются в нашем сознании образами действительной жизни.
«Весенней сюитой» можно назвать прелестный цикл лирико – пейзажных пьес третьей тетради, пронизанных ощущением лесной свежести. Григ писал их весной и летом в Трольхаугене и Луфтхюсе после долгой и утомительной зимней концертной поездки.
Все шесть пьес цикла ор. 43 гармонируют не только по
тематике, нои по своему тональному колориту ( преобладание светлых
«диезных» тональностей A-dur, Fis-dur). Изысканной грацией
ритмики и мелодического рисунка отмечена пьеса- «Бабочка», одно из любимых
произведений в концертных программах Грига, сохранившееся в механических
записях. Композитор играл её с неподражаемой лёгкостью, изяществом, подчёркивая
посредством тончайшего rubato капризный, «полётный» характер этой миниатюры. В
гармоническом отношении «Бабочка» - один из лучших образцов
утончённого хроматического стиля Грига. Музыка (с её игрой гармонических
красок) очень изящна и являет образцы лёгких, прозрачных, ажурных сторон
пианизма Грига. Эта музыка соприкасается с Шопеном.
«Птичка» - пример редкостного дара Грига немногими
штрихами создать точный и тонкий рисунок. Мелодия пьесы соткана из коротких
«поющих» трелей и «скачущего» ритма. Фактура предельно скупа, прозрачна;
преобладают яркие звенящие звучания верхнего регистра. Сумрачные тона средней
части лишь ярче оттеняют ясность начального образа. «Порхающие» фигурки коды
создают ощущение лёгкости, простора. В «Птичке» Григ изысканными средствами
рисует в начальных тактах скачущих и прыгающих птичек с их чирикающими
мотивами. Этот мотивный материал выстраивается и варьируется по ходу
музыкальной пьесы одновременно естественно и логично – так, что целое предстаёт
в виде шедевра музыкальной стройности, а ведь пьеса насчитывает всего 36
тактов! Это и есть пример подлинного величия в малом. Эта музыка несёт в
себе отражение мира и природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий