Владимир Иванович Ребиков / Vladimir Rebikov (1866-1920)
Вальс-миниатюра,ор. 10 № 8; Миниатюрный вальс ор. 33; Музыкальная табакерка, вальс
Вальс-миниатюра,ор. 10 № 8; Миниатюрный вальс ор. 33; Музыкальная табакерка, вальс
Stimmungs-Skizzen, Op.10 / Эскизы настроения. №8 Вальс-миниатюра
Aus dem Tagebuche, Op.33 / Из дневника №4 Миниатюрный вальс
Tabatière à musique, 3 pieces for Piano [Музыкальнаятабакерка] (Балет из сказки для детей №1 Вальс / The Musical Snuffbox
Ребиков принадлежит к тому поколению композиторов, которые остались почти неизвестными в тени огромных фигур классиков русской музыки. Однако Ребиков — автор десяти опер, двух балетов, множества инструментальных пьес и романсов. В его творчестве простота и наивность русской бытовой музыки сочетаются с утонченностью импрессионистических красок, а также элементами экспрессионизма.
Владимир Иванович Ребиков родился 19 (31) мая 1866 года в Красноярске в дворянской семье, ведущей происхождение от татарина Ребек-хана, выселенного Иваном Грозным из Казани и принявшего православие. В 1868 году семья переехала в Москву, где и прошли детские годы будущего композитора. С ранних лет проявилось его увлечение музыкой, театром, литературой, однако родители отдали его в Коммерческое училище. Через два года он перешел в Реальное училище, где преподавалась музыка, и Г. Шнейдер стал активно заниматься с ним фортепианной игрой и композицией. Вскоре появляются первые фортепианные пьесы и романсы юного Ребикова. Он берет частные уроки у Н. Кленовского, ученика Чайковского, в 1885 году пытается поступить в Московскую консерваторию, однако показанные им фортепианные пьесы, полные диссонансов, приводят в ужас комиссию, и в приеме ему отказывают. В том же году он поступает на филологическое отделение Московского университета, начинает углубленное изучение русской и мировой литературы, философии, эстетики. В 1891 году Ребиков едет в Берлин и Вену, где занимается у К. Мейербергера (гармония, полифония, музыкальные формы), О. Яша (инструментовка), Т. Мюллера (фортепиано). В 1893 году он возвращается домой. Композиторский дебют циклом романсов на стихи Надсона вызывает положительный отклик у критики. Широкую популярность завоевывают и фортепианные пьесы. Им интересуется Чайковский, которого привлекают поэтичность, искренность, изящество и тонкость гармонических красок в сочинениях молодого музыканта. Первая опера Ребикова «В грозу» по повести Короленко «Лес шумит» была поставлена в 1894 году и прошла в нескольких театрах с немалым успехом.
1890-е годы проходят под знаком переездов. Ребиков снова посещает Вену, едет в Мюнхен. За рубежом его привлекает современное изобразительное искусство, он изучает немецкую философию, труды современных русских философов. Большое влияние на него оказывает трактат Льва Толстого «Что такое искусство».
В 1897 году Ребиков переезжает в Кишинев. Там, благодаря его усилиям, открывается отделение РМО и музыкальное училище. Там же, в Кишиневе, композитор заканчивает самое известное свое произведение — оперу «Ёлка», задуманную еще в 1894 году. В 1901 году он возвращается в Москву, но оседлая жизнь его не привлекает. Последующие восемь лет проходят в постоянных гастролях — в Вене, Берлине, Праге, Любляне, Лейпциге, Флоренции, Париже, во многих российских провинциальных городах. Несмотря на это, он продолжает интенсивно сочинять: появляются оперы «Теа» (1904), «Бездна» (1907), фортепианные пьесы, хоры. Осенью 1909 года Ребиков окончательно возвращается в Россию. После недолгого пребывания в Феодосии он едет в Москву, с 1910 года поселяется в Ялте, которую уже не покидает до конца жизни. Здесь им создаются оперы «Женщина с кинжалом» (1910), «Альфа и Омега» (1911), «Нарцисс» (1912), «Дворянское гнездо» (1916), несколько серий «ритмодекламаций» — вокального жанра с фиксированным звуковысотным и ритмическим произнесением стихов. В наследии композитора, кроме упомянутых произведений, — детская феерия «Принц Красавчик и принцесса Чудесная Прелесть», балеты «Музыкальная табакерка» и «Белоснежка» по «Снежной королеве» Андерсена.
Ребиков скончался в Ялте 4 августа 1920 года.
Л. Михеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий