John Field / Джон Фильд (1782-1837)
Air Russe (Камаринская)
Air Russe (Камаринская)
Хотя я слышал его не
много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру.
Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно
крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату.
М. Глинка
М. Глинка
Джон Фильд, или Филд (John Field) — пианист-виртуоз и
композитор ирландского происхождения; большую часть жизни провел в Лондоне
(учился у Клементи) и Москве (с 1802 года).
Фильд — один из первых пианистов-романтиков — считается
основоположником жанра фортепианного ноктюрна. Именно ноктюрны принесли ему мировую
известность.
Известный ирландский
композитор, пианист и педагог Дж. Филд связал свою судьбу с русской музыкальной
культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие. Филд родился в семье
музыкантов. Первоначальное музыкальное образование получил у певца,
клавесиниста и композитора Т. Джордани. В десятилетнем возрасте талантливый
мальчик впервые в жизни выступил публично. После переезда в Лондон (1792) он
становится учеником М. Клементи — выдающегося пианиста и композитора, ставшего
к тому времени предприимчивым фабрикантом роялей. В лондонский период своей
жизни Филд демонстрировал инструменты в магазине, принадлежащем Клементи, начал
концертировать, сопровождал своего учителя во время заграничных поездок. В 1799
г. Филд впервые исполнил свой Первый фортепианный концерт, принесший ему
известность. В те годы его выступления с успехом проходили в Лондоне, Париже,
Вене. В письме к музыкальному издателю и фабриканту И. Плейелю Клементи
рекомендовал Филда как многообещающего гения, ставшего на родине любимцем
публики благодаря своим сочинениям и исполнительскому мастерству.
1802 г. — важнейшая,
ставшая рубежной, веха в жизни Филда: вместе со своим учителем он приезжает в
Россию. В Петербурге юный музыкант своей чудесной игрой рекламирует достоинства
роялей фирмы Клементи, с большим успехом выступает в аристократических салонах,
знакомится с русским музыкальным искусством. Постепенно у него созревает
желание остаться в России навсегда. Большую роль в этом решении, вероятно,
сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой.
Жизнь Филда в России
связана с двумя городами — Петербургом и Москвой. Именно здесь развернулась его
композиторская, исполнительская и педагогическая работа. Филд — автор 7
фортепианных концертов, 4 сонат, около 20 ноктюрнов, вариационных циклов (в т.
ч. на русские темы), полонезов для фортепиано. Композитором также написаны арии
и романсы, 2 дивертисмента для фортепиано и струнных инструментов, фортепианный
Квинтет.
Филд стал
основоположником нового музыкального жанра — ноктюрна, получившего затем
блестящее развитие в творчестве Ф. Шопена, а также ряда других композиторов.
Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил
Ф. Лист: «До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть
сонатами, рондо и т. п. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих
категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и
свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь
всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием „Песен без
слов“, „Экспромтов“, „Баллад“ и т. п., и был родоначальником этих пьес,
предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти
области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для
вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное
поприще».
Композиторская и
исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания,
лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью.
Пение на фортепиано — одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда —
было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов
и ценителей музыки. Филдовская певучесть была родственна русской народной
песенности. Глинка, сравнивая манеру исполнения Филда с игрой других известных
пианистов, писал в «Записках», что «игра Филда была часто смела, капризна и
разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил
пальцами котлет, подобно большей части новейших модных пьянистов».
Значителен вклад Филда
в воспитание молодых русских пианистов, как профессионалов, так и любителей.
Его педагогическая деятельность была очень обширной. Филд — желанный и
уважаемый учитель во многих дворянских семьях. У него обучались такие видные
впоследствии музыканты, как А. Верстовский, А. Гурилев, А. Дюбюк, Ант.
Контский. Несколько уроков у Филда взял Глинка. У него учился В. Одоевский. В
первой половине 30-х гг. Филд осуществил большую гастрольную поездку по Англии,
Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии, высоко оцененную рецензентами и
публикой. В конце 1836 г. в Москве состоялся последний концерт уже тяжело
больного Филда, и вскоре замечательный музыкант умер.
Имя и деятельность
Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и уважаемое место. Его
композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало
становлению и развитию русского пианизма, оно подготовило почву для появления
целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов.
А. Назаров
«Камаринская» сложна скачками рук «а-ля Скарлатти» на большом
расстоянии. Эти «перелёты» (если придерживаться стилю Фильда), должны быть
сыграны очень легко и «невесомо» при движениях рук подобно «порханию
бабочки».
иллюстрация Владимира Серова к роману "Война и мир"
Комментариев нет:
Отправить комментарий