Gerardo Hernán Matos Rodriguez / Херардо Эрнан Матос Родригес
La Cumparsita / Кумпарсита (аргентинское танго)
La Cumparsita / Кумпарсита (аргентинское танго)
«Кумпарсита» (La
Cumparsita) — самое известное танго.Это одно из самых зажигательных
и страстных танцевальных произведений. Однако история создания этого танго до
сих пор содержит множество загадок и противоречий.Большинство любителей
музыки считает, что «Кумпарсита» — это аргентинское танго. В действительности
оно было написано в столице Уругвая, городе Монтевидео, в 1916-м году. Автор
танго «Кумпарсита» — молодой уругвайский композитор Херардо Эрнан Матос
Родригес.
На момент создания этой музыки, прославившей его на всю жизнь, ему было всего
19 лет!
Матос Родригес написал его, будучи
студентом университета Монтевидео в 1914 г (а по другим источникам, к карнавалу
1916 г). В первоначальном варианте это был небольшой (и пока ещё безымянный)
марш, посвященный студенческой «кумпарсе» (cumparsa) — группе, в которой в то
время состоял автор: отсюда-то позднее и возникло название танго. В 1916 г в
кафе Хиральда (La Giralda) в столице Уругвая выступал известный аргентинский
пианист Роберто Фирпо (Roberto Firpo) и его оркестр, которому через своих товарищей
Матос Родригес и передал ноты. Именно в этом кафе в сентябре 1916 г (впрочем,
иногда называется и более поздняя дата — 19 апреля 1917 г) впервые прозвучала
ставшая впоследствии знаменитой «Кумпарсита».
По воспоминаниям Роберто Фирпо, во время его
пребывания в Монтевидео (Уругвай) в 1916
году, где он в то время выступал в кафе «Хиральда», к нему как-то
обратилась группа студентов местного университета из примерно полутора десятка
молодых людей, которые сказали, что приобрели небольшой марш, из которого, как
им кажется, могло бы получиться неплохое танго, и предложили сделать
аранжировку этого произведения. Они попросили, чтобы он закончил работу уже к
вечеру, поскольку это необходимо их молодому другу, которого зовут Матос
Родригес. «Я сел за пианино, — говорит Фирпо, — припомнил два
собственных танго „La Gaucha Manuela“ и „Curda Completa“, написанных ещё в 1906
году, но не пользовавшихся большим успехом… Взял понемногу из каждого. Вечером
я уже исполнял новое танго вместе с другими, такими как „Bachicha“,
„Deambroggio“ и „Tito Roccatagliatta“. Потрясающий успех… Однако вскоре это
танго было забыто, настоящая слава пришла к нему только после того, как Энрике
Марони и Паскуаль Контурси написали
к нему свои слова».
Сочинение было
анонимным — молодой автор то ли из скромности, то ли по наивности, не
указал тогда своего имени, хотя Фирпо оно, безусловно, было известно. Роберто
Фирпо доработал «Кумпарситу»: используя материал собственных танго он дописал
вторую часть, а затем добавил и третью, использовав музыку из оперы Верди
«Трубадур». Таким образом, у «Кумпарситы» фактически три композитора:
Родригес-Фирпо-Верди, — однако Фирпо никогда не считал себя вправе
претендовать на соавторство, полагая, что своему успеху «Кумпарсита» всецело
обязана именно первой части, принадлежащей Матосу Родригесу.
1924
году Паскуаль Контурси (Pascual Contursi) и Энрике Марони (Enrique Maroni)
написали к «Кумпарсите» новые слова (первый вариант, как и музыка, принадлежал
Херардо Матосу Родригесу) и она была исполнена певцом Карлосом Гарделем. Именно эта версия, в исполнении
Гарделя облетела страны Америки и Европы и сделала танго оглушительно
знаменитым. Однако, поскольку слова и название (танго было записано К. Гарделем
под названием «Si Supieras» — «Если бы ты знала») были изменены без
согласования с автором, Родригес счел необходимым обратиться в суд, чтобы
отстоять свои права. (Кстати, во время именно этого процесса он сблизился с
Гарделем и они стали хорошими друзьями). Впоследствии Матосу Родригесу пришлось
ещё неоднократно защищать свои права на «Кумпарситу» через суд и окончательный
конец разбирательствам был положен только в 1948 году, когда легендарный
«танговый» композитор и исполнитель Франсиско Канаро (Francisco
Canaro), как президент Аргентинского общества авторов и композиторов (SADAIC), вынес решение, в котором
были четко оговорены права и обязанности всех заинтересованных сторон:
композитора, авторов обоих вариантов слов, издателей и исполнителей.
«Кумпарсита» была
выбрана для одного из самых знаменитых номеров в танцах на льду в исполнении Людмилы
Пахомовой и Александра Горшкова на зимней Олимпиаде в Инсбруке в 1976 году. «Кумпарсита» явилась эталоном спортивных танцев на льду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий