John Field / Джон Филд (Фильд) (1782-1837)
18 Nocturnes / 18 Ноктюрнов
Виктор Рябчиков: «Джона Филда мы по праву можем считатьсвоим композитором...»
От Джона Филда до Рахманинова
18 Nocturnes / 18 Ноктюрнов
«Россия может по
справедливости гордиться, что знаменитый основатель новейшей фортепианной
школы, лучший из всех, когда-либо существовавших исполнителей, одним словом,
Фильд – Паганини пианистов – тридцать лет был ее гражданином».
Цитата из журнала «Сын отечества и Северный архив» за 1834 год.
Джон Филд (англ. John
Field, 26 июля 1782, Дублин — 23 января 1837, Москва) — ирландский композитор, пианист и педагог, основоположник жанра фортепианного ноктюрна.
Джон Фильд приехал в
Санкт-Петербург осенью 1802 года. К тому времени он уже приобрел славу большого
музыканта-профессионала. Свой первый концерт Джон Фильд дал в Дублинской
Ассамблее еще в 1792 году.
Его отец был скрипачом,
дед – церковным органистом. В раннем возрасте Фильд становится учеником
итальянского музыканта Томмазо Джордани, а затем, уже в Лондоне, берет уроки у
Муцио Клементи. В 1799 году Фильд исполняет свой Первый концерт для фортепиано
в Королевском театре Haymarket» в Лондоне. В начале века Муцио Клементи и Джон
Фильд гастролируют по Европе, а в 1802 году Фильд приезжает в столицу
Российской империи и остается здесь на… 20 лет! В 1821 году музыкант переезжает
в Москву и только в 1831 году на несколько лет возвращается в Европу, где
возобновляет выступления. Умер Джон Фильд в Москве в 1837 году 23 января. А
похороны его на Введенском кладбище состоялись в день дуэли Александра
Сергеевича Пушкина…
И Александр Сергеевич,
конечно, неоднократно слушал выступления Джона Фильда – и на концертах и в
салонах.
Рассказывают, что перед
кончиной к Джону Фильду, в общем, равнодушному к церкви, пришел пастор. Он
ожидал увидеть согбенного старика, но вместо этого лицезрел нестарого еще
человека с трубкой во рту. Трубка дымила. На столе стоял том Шекспира и бутылка
вина.
Фильд угостил гостя.
Пастор охотно согрелся и начал спрашивать у Фильда:
- Вы принадлежите к
протестантскому вероисповеданию?
Фильл ответил отрицательно.
- К католическому
вероисповеданию?
И вновь Фильд сказал
«нет».
- Может быть, вы
кальвинист? – спросил озадаченный пастор.
- Я – кла – ве – си –
нист, - по слогам ответил Фильд.
И, наверное, улыбнулся.
Быль или выдумка, но, в
самом деле, источником радости и вдохновения для Джона Фильда была именно
музыка.
У Фильда учились
Глинка, Одоевский, Алябьев, Дюбюк, Грибоедов, Верстовский, и замечательная
польская пианистка Мария Шимановская, в альбом которой Пушкин записал:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка
уступает,
Но и любовь – мелодия…
Джон Фильд –
основоположник жанра ноктюрн! И Ференц Лист восхищенно писал: «До Фильда
фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п.
Фильд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в
котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не
стесненные оковами насильственных форм».
[Nocturne No. 1] in E♭ major, H.24. Molto moderato
[Nocturne No. 2] in C minor, H.25. Moderato e molto
espressivo
[Nocturne No. 3] in A♭ major, H.26. Un poco allegretto
[Nocturne No. 4] in A major, H.36. Poco Adagio
[Nocturne No. 5] in B♭ major, H.37.
[Nocturne No. 6] in F major ("Berceuse"),
H.40. Andante
[Nocturne No. 7] in C major ("Reverie"),
H.45. Traumerisch. Moderato
[Nocturne No. 8] [Pastorale] in A major, H.14. Andante
[Nocturne No. 9] [Romance] in E♭ major, H.30. Andantino
[Nocturne No. 10] in E minor, H.46 (‘Melancolie’).
Adagio
[Nocturne No. 11] in E♭ major. Moderato
[Nocturne No. 12] in G major, H.58. Lento
[Nocturne No. 13] in D minor ("Lied ohne
Worte"), H.59. Lento
[Nocturne No. 14] in C major, H.60. Molto Moderato
[Nocturne No. 15] in C major, H.61. Molto Moderato
[Nocturne No. 16] in F major, H.62. Molto Moderato
[Nocturne No. 17] in E major ("Nocturne
pastorale"), H.65. Andante con moto
[Nocturne No. 18] in E major, H.13 ("Midi
or Rondo Favori"). Allegretto
2 передачи Михаила Казиника о Джоне Фильде:
Комментариев нет:
Отправить комментарий