Isaac Albéniz / Исаак Альбенис.
Tango; Spanish Tango, op.164 no.2
Tango; Spanish Tango, op.164 no.2
Возвышенную и необычайную музыкальную интуицию Альбениса можно было
сравнить с чашей, до краев наполненной чистым вином, согретым средиземноморским
солнцем.
Ф. Педрель
Ф. Педрель
Имя И. Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки
Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX-XX вв. Вдохновителем этого движения был
Ф. Педрель, ратовавший за возрождение испанской национальной культуры. Первые
классические образцы новой испанской музыки создали Альбенис и Э. Гранадос, а
творчество М. де Фальи стало вершиной этого направления. Ренасимьенто охватило
всю художественную жизнь страны. В нем участвовали писатели, поэты, художники:
Р. Валье-Инклан, X. Хименес, А. Мачадо, Р. Пидаль, М. Унамуно. Альбенис родился
в 10 километрах от границы с Францией. Исключительные музыкальные способности
позволили ему уже в четырехлетнем возрасте выступать вместе со старшей сестрой
Клементиной в публичном концерте в Барселоне. Именно от сестры мальчик получил
первые сведения о музыке. В 6 лет Альбенис едет в сопровождении матери в Париж,
где берет уроки фортепиано у профессора А. Мармонтеля. В 1868 г. в Мадриде было
опубликовано первое сочинение юного музыканта - «Военный марш» для фортепиано.
В 1869 г. семья переезжает в Мадрид, и мальчик поступает в консерваторию в
класс М. Мендисабаля. В 10 лет в поисках приключений Альбенис убегает из дома.
В Кадисе его арестовывают и отправляют к родителям, но Альбенису удается
попасть на пароход, идущий в Южную Америку. В Буэнос-Айресе он ведет полную
лишений жизнь, пока один из его земляков не организует ему несколько концертов
в Аргентине, Уругвае и Бразилии.
После путешествий на Кубу и в США, где Альбенис, чтобы не умереть с голоду,
работает в порту, юноша приезжает в Лейпциг, где занимается в консерватории в
классе С. Ядассона (композиция) и в классе К. Рейнеке (фортепиано). В
дальнейшем он совершенствуется в Брюссельской консерватории — одной из лучших в
Европе, по классу фортепиано у Л. Брассена, а по композиции — у Ф. Геварта.
Огромное влияние на Альбениса оказала его встреча с Ф. Листом в Будапеште,
куда приехал испанский музыкант. Лист согласился руководить Альбенисом, и одно
это являлось высокой оценкой его дарования. В 80 — начале 90-х гг. Альбенис
ведет активную и успешную концертную деятельность, гастролирует во многих
странах Европы (Германия, Англия, Франция) и Америки (Мексика, Куба). Его
блестящий пианизм привлекает современников красочностью и виртуозным размахом.
Испанская пресса в один голос называла его «испанским Рубинштейном». «Исполняя
собственные сочинения, Альбенис напоминал Рубинштейна», — писал Педрель.
Начиная с 1894 г. композитор живет в Париже, где совершенствуется в области
композиции у таких известных французских композиторов, как П. Дюка и В. д’Энди.
У него складываются тесные контакты с К. Дебюсси, творческая личность которого
сильно повлияла на Альбениса, на его музыку последних лет. В последние годы
жизни Альбенис возглавил движение Ренасимьенто, реализуя в своем творчестве
эстетические принципы Педреля. Лучшие сочинения композитора - образцы подлинно
национального и в то же время самобытного стиля. Альбенис обращается к
популярным песенно-танцевальным жанрам (малагенья, севильяна), воссоздавая в
музыке характерные особенности различных областей Испании. Его музыка вся
пропитана народными вокально-речевыми интонациями.
Из большого композиторского наследия Альбениса (комическая и лирическая
оперы, сарсуэла, произведения для оркестра, голоса) наибольшую ценность
представляет фортепианная музыка. Обращение к испанскому музыкальному
фольклору, этим «золотым россыпям народного искусства», по выражению
композитоpa, оказало решающее влияние на его творческое развитие. В сочинениях
для фортепиано Альбенис широко использует элементы народной музыки, сочетая их с
современными приемами композиторского письма. В фортепианной фактуре часто
слышно звучание народных инструментов — тамбурина, волынки, особенно гитары.
Используя ритмы песенно-танцевальных жанров Кастилии, Арагона, Басконии и
особенно часто Андалусии, Альбенис редко ограничивается прямым цитированием
народных тем. Лучшие его сочинения: «Испанская сюита», сюита «Испания» ор. 165,
цикл «Испанские напевы» ор. 232, цикл из 12 пьес «Иберия» (1905-07) — образцы
профессиональной музыки нового направления, где национальная основа органично
соединяется с достижениями современного музыкального искусства.
В. Ильева
2 Danzas espagñoles, Op.164
Jota
Aragonesa
Tango
Комментариев нет:
Отправить комментарий