Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

пятница, 11 сентября 2015 г.

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov. Обработки русских народных песен.

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov
Обработки для хора русских народных песен.
11 сентября 1890 - 03 января 1980

хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.
С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.
В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.
В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.
В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.
А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.
Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.
«Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников' Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело, — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга"» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.

Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный' поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство, — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия».




Ах ты, степь широкая












АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная !

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная !

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе





В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.

Вечерний звон





Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной .
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
Во кузнице





Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

"Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,
Под са... под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.
Колокольчик





Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.






Комментариев нет:

Отправить комментарий