Antonio Vivaldi / Антонио Вивальди.
Концерт №3 Фа мажор
"Осень" RV 293
Концерт №3 Фа мажор
"Осень" RV 293
1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.
2 Adagio
molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.
3 Allegro,
la Caccia. Охота.
Сонет:
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя
сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает
ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих
свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Принцип
построения мелодии в первой части, в которой преобладает темп
Allegro, напоминает часть «весенних» концертов, где пассажи скрипки соединяются
с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно
стихают.
Вторая
часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором
главным организующим фактором становится гармония. Изворотливая и нежная
мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у
чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение
вызывает унисон виолончели и контрабаса, аккорды отделены друг от
друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.
Третья
часть концерта – поздняя осень со звуком охотничьих рожков и гоном зверя.
Быстрый темп Allegro выражен танцевальным ритмом и обогащен звукоизобразительными
элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое
завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют
ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.
Передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий