Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

четверг, 3 сентября 2015 г.

Александр Львович Гурилёв / Alexander Gurilyov. Избранные романсы.

Александр Львович Гурилёв / Alexander Gurilyov
 Избранные романсы.

Александр Львович Гурилёв (22 августа (3 сентября) 1803,Москва ― 30 августа (11 сентября) 1858,Москва) ― русский композитор, автор свыше 200 песен и романсов.
А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графа в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве,  духовные сочинения для хора a cappella.
Александр Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов - Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.
С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения - в первую очередь вокальные - становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально "уходят в народ", исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.
Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник "Избранные народные песни", изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле "русской песни". Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.
Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева "И скучно, и грустно, Оправдание (Когда одни воспоминанья), В минуту жизни трудную". Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.
Драматизированное прочтение лирико-элегических стихотворений очень характерно для Гурилева, автора доныне любимых романсов "Разлука", "Кольцо" (на ст. А. Кольцова), "Бедная девушка ты" (на ст. И. Аксакова), "Я говорил при расставаньи" (на ст. А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так называемому "русскому бельканто", в котором основой выразительности является гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и итальянской кантилены.
Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в "разудалых, молодецких" песнях в народно-плясовом духе, таких, как "Песня ямщика" и "Пригорюнюсь ли я". Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре "русской песни". Таковы романсы "Грусть девушки, Не шуми ты, рожь, Домик-крошечка, Вьется ласточка сизокрылая", знаменитый "Колокольчик" и др.
Фортепианное творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев. Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов - А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти произведения, из которых особенно выделяются вариации на тему терцета из оперы "Иван Сусанин" ("Не томи, родимый") и на тему романса Варламова "На заре ты ее не буди", приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать Гурилева "выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы".
Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса - П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева - ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания - нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь - П. Чайковского.
                     "Радость-душечка, красна девушка..."
Слова П. Вяземского




Радость-душечка, красна девушка,
Что задумалась, пригорюнилась.
Полюби меня лебедь белая,
Полюби меня, приголубь меня
Речью нежною, словом ласковым.
Речью нежною, словом ласковым.

Без тебя ли мне белый свет не мил,
Без тебя грустна моя молодость.
Полюби ж меня, ненаглядная
Как полюбишь ты, прочь змея-тоска!
Закипит опять счастьем, радостью
Жизнь унылая, одинокая.

Я тебя мою раскрасавицу
Задарю парчой цареградскою,
Златом, кАмнями-самоцветными,
Черным соболем, круглым жемчугом.
Наряжусь в кафтан сине-праздничный,
Разовью свои кудри мелкие.

Разовью свои кудри мелкие,
Закручу усы молодецкие.
И пройду с тобой вдоль по улице
Рука об руку, гордой поступью.
На тебя пускай все любуются,
Моей радости пусть завидуют!
"Сарафанчик"(сл. А. Полежаева)






Мне наскучило, девице,
Одинешенькой в светлице
Шить узоры серебром!
И без матушки родимой
Сарафанчик мой любимый
Я надела вечерком –
Сарафанчик,
Расстеганчик!
(Сарафанчик, расстеганчик,
Сарафанчик!)

В разноцветном хороводе
Я играла на свободе
И смеялась, как дитя!
И в светлицу до рассвета
Воротилась; только где-то
Разорвала я, шутя
Сарафанчик,
Расстеганчик!
(Сарафанчик, раздуванчик,
Сарафанчик!)

Долго мать меня журила
И до свадьбы запретила
Выходить за ворота;
Но за сладкие мгновенья
Я тебя без сожаленья
Оставляю навсегда,
Сарафанчик,
Расстеганчик,
Сарафанчик!
"Колокольчик"(Слова И. Макарова)






Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем.

И припомнил я ночи иные
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека…
"Домик-крошечка"( сл. Любецкого)







Одинок стоит домик-крошечка,
Он на всех глядит в три окошечка.
На одном из них занавесочка,
А за ней висит с птичкой клеточка.

Чья-то ручка там держит леечку,
Знать, водой поит канареечку.
Вот глазок горит - какой пламенный! -
Хоть кого спалит, будь хоть каменный.

О, глазок, глазок! незабудочка,
Для неопытных злая удочка.
Много раз сулил мне блаженство ты,
Но так рок судил - не сбылись мечты.

Помню я тебя, домик-крошечка,
И заветные три окошечка...

"Грусть девушки" (Слова А. Кольцова)







Отчего, скажи,
Мой любимый серп,
Почернел ты весь,
Что коса моя?
Иль обрызган ты
В скуке-горести
По милом дружке
Слезой девичьей?

В широких степях
Дона тихого
Зелена трава
Давно скошена;
На селе косцы
Давно женятся
Только нет его,
Ясна сокола.

Иль он бросил дом,
Разлюбил меня
И не придет уж
К своей девице?..
Ах, не птица там
Летит по небу:
То печальный слух
Об нём носится…

Не к добру ж тоска
Давит белу грудь,
Нет, не к радости
Плакать хочется.
Отчего ж, скажи,
Мой любимый серп,
Почернел ты весь,
Что коса моя?...


Комментариев нет:

Отправить комментарий