Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Wiener Blut, Op. 354 / вальс "Венская кровь"
"20 апреля 1873 года в Вене эрцгерцогиня Гизела
Луиза Мария (1856-1932), старшая дочь австрийского императора Франца Иосифа и
императрицы Елизаветы вышла за принца Леопольда Баварского (1846-1930). В честь
этого большого праздничного события было устроено множество блистательных
мероприятий, приуроченных ко дню августейшего бракосочетания, в том числе
придворный бал во дворце Хофбург и фестиваль в Пратере, а множество дворянских
и гражданских обществ, не отставая от властей Вены, соперничали в организации
разнообразных празднеств и увеселений. В их числе служащие венской Придворной
оперы устроили специальную программу, и объявили, что 22 апреля 1873 года
состоится "Бал Придворной оперы", в канун бала Венской оперы, выручка
от которого предназначалась Пенсионному Институту, организовавшему событие.
Однако, австрийский император был не готов разрешить танцы в Придворной опере,
которую он рассматривал как личный театр, поэтому праздник прошёл в Золотом
зале Музыкального общества, в доме, где располагалось "Общество друзей
музыки", а сегодня проходят еженовогодние концерты венской филармонии. Как
хозяева "Бала Придворной оперы" артисты попытались представить себя
публике в наилучшем свете и предложили гостям увлекательную программу. Они
пригласили Штраус-Оркестр и его дирижёра "гофбалмузикдиректора Эдуарда
Штрауса", но прятали своё главное блюдо до полуночи, когда был объявлен
часовый перерыв для отдыха музыкантов и танцоров.
Затем наступил пик вечера, когда собственный оркестр
венской Придворной оперы - венская филармония - сыграла короткий концерт.
Поскольку глава венской филармонии Иоганн Хербек незадолго до бала заболел, то
первым номером, "Приглашением к танцу" Карла Марии фон Вебера в
оркестровке Гектора Берлиоза, дирижировал Отто Дессофф, который в то время был
и руководителем концертов филармонии. Критик из газеты
"Фремден-Блатт" 24 апреля 1873 года, сообщая о представлении, писал,
что оно было сыграно "с таким огнём и точностью, что вряд ли кто-нибудь
вспомнит исполнение лучше". Статья продолжалась так: "После этого
Иоганн Штраус взошёл на дирижёрский подиум, чтобы представить новейший вальс
"Венская кровь". Мы не согласимся, если кто-то скажет, будто мы
перехвалили вальс, причисляя его к лучшим творениям нашего любимого Короля
Вальсов. Эта танцевальная пьеса - собрание чистейших венских мотивов, полная
мелодии и электрического ритма. По гремящему требованию вальс был
повторён." Обозреватель из "Нового венского листка" 23 апреля
1873 был так же эмоционален, считая, что вальс "Венская кровь" -
"один из самых красивых, которые Штраус написал в последние годы. В этих
тактах по три четверти, иногда задорных, иногда сентиментальных, течёт свежая,
вольная и красная венская кровь."
Это исполнение вальса "Венская кровь" в
ночь с 22 на 23 апреля стало первым случаем, когда король вальсов дирижировал
прославленным венским филармоническим оркестром, который стал оркестром
штраусовских традиций. (Через полгода, 4 ноября 1873 г., венский
филармонический закрепил эти отношения, впервые исполнив под управлением
Штрауса вальс "У прекрасного голубого Дуная" в Золотом зале
Музикферайна на концерте, организованном оргкомитетом венской Всемирной выставки.)
Вальс "Венская кровь" позже дал имя и
мелодии (темы 1А, 1В и 4В) составной оперетте Иоганна Штрауса "Венская
кровь", которая была поставлена в Карл-театре 26 октября 1899 г., т. е.,
через 5 месяцев после смерти короля вальсов. Партитура состояла из ранее
изданных мелодий Иоганна Штрауса-младшего в аранжировке Адольфа
Мюллера-младшего на увлекательное либретто (с действием на Венском конгрессе
1814-15 гг.) Виктора Леона и Лео Штайна, будущих авторов оперетты Франца Легара
"Весёлая вдова" (1905 г.)"
Питер Кемп.
Комментариев нет:
Отправить комментарий