Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын). Sträußchen Walzer, Op.15 / Вальс "Букетики"
"В обзоре "праздничного суаре" в
танцевальном зале "Шперль" 5 июля 1845 г., где Иоганн Штраус-младший
давал премьеру вальса "Юношеские грёзы" (соч. 12),
"Вандерер" от 8 июля 1845 г. дал общий комментарий к свежим
сочинениям новичка: "Штраус[-отец] и Ланнер всегда различались в сочинении
танцев: возбуждающая страсть с огнём у одного и гениальность с юмором и
мягкостью у другого. Штраус-сын, третий в этом обществе, находится посередине,
примиряя и сочетая обе стороны... Штраус-сын быстро захватил верховную власть в
мире вальса".
Газетное суждение, которое появилось менее чем через
8 месяцев после исторического дебюта Иоганна-младшего в казино Доммаера в
Хитцинге было весьма проницательно, и эта проницательность подтвердилась
сочинением, которое Иоганн представил в июле 1845 г. на первом балу в
отремонтированном и заново украшенном бальном зале "У золотого букета"
в комплексе театра Йозефштадта. Перед "Большим праздничным открытием"
зала, назначенным на вторник 15 июля, но отложенным до субботы 20 июля, Иоганн
объявил, что будет лично дирижировать новым вальсом, специально сочинённым к
случаю, под названием "Букетики". Название работы говорило об остром
уме Штрауса, потому что подразумевало не только место действия, известное как
"букетиковые залы" (сравнивая большой зал "У золотого
букета" с двумя меньшими помещениями), но и место самого композитора в
музыкальной Вене, где верховная власть принадлежала отцом, а сам он был
"маленьким Штраусом".
Через два дня после "Большого праздничного
открытия" репортёр из "Заммлера" писал о "Букетиках":
этим сочинением молодой композитор представил публике новый, душистый букет
своего гения, а пределы, до которых следует его хвалить были обозначены бурными
аплодисментами, которые не хотели стихать, пока Штраус не исполнил вальс
пятикратно. Мы не ошибёмся, если скажем, что очень выразительные мелодии скоро
войдут в число популярных". Критик из "Иллюстрирте Театерцайтунг"
от 23 июля 1846 г. также отмечал похвалу слушателей "Букетикам",
добавляя: "Венцы компетентны в этой области, и можно доверять их
критическому вердикту, поэтому мы хотим всего лишь сказать, что свежесть,
оригинальность и живость этого вальса очевидны, а подъём и ритм в ароматном
букете вальса заставляет слушателей танцевать или аплодировать помимо
воли".
Пьетро Мекетти выпустил фортепианное переложение
вальса только в апреле 1846 г.; как и в случае со многими другими ранними
работами короля вальсов, похоже, что оркестровая версия никогда не
печаталась".
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий