Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын). Hofball-Quadrille, Op.116 / Кадриль "Придворный бал"
"На рассвете 27 ноября 1992 г. пожар в
императорском дворце Хофбург уничтожил созданный в середине XVIII в. Редутензал,
превратив два его бальных зала "Большой" и "Малый" в
обугленные и искорёженные руины без крыши. В XVIII-XIX вв. роскошный Большой
Редутензал видел императорские маскарады и премьеры сочинений таких мастеров,
как Гайдн, Моцарт и Бетховен, и здесь же за 150 лет до пожара 28 марта 1842 г.
родился Венский филармонический оркестр, который сыграл в этом месте первый
академический концерт под управлением Отто Николаи.
Именно в Большом Редутензале в ноябре 1849 г., ровно
через два месяца после смерти Иоганна Штрауса-старшего младший Иоганн Штраус по
специальному разрешению впервые выступил в Хофбурге, и ради этого случая
написал "Кадриль художников" (соч. 71). Но несмотря на все его
попытки закрепить за собой и оркестром те позиции в венской музыкальной жизни,
которые раньше принадлежали покойному отцу, в т. ч. самое главное - почётную
должность "императорского и королевского гофбалмузикдиректора", на
тот момент он ещё оставался персоной нон грата при дворе. Это, разумеется,
проистекало из его участия в революции 1848 г., а также из полицейского досье с
отрицательной оценкой "гражданского и морального поведения". Поэтому
во время венского карнавала-1850 на придворных празднествах, устраиваемых
эрцгерцогиней Софией, матерью 19-летнего австрийского императора Франца Иосифа,
музыкой заведовал Филип Фарбах.
Положение изменилось в 1852 г., когда явно с подчаи
младших членов императорской фамилии Штраусу доверили устроить танцы при дворе:
поначалу разделяя эту честь с Фарбахом. Впервые он дирижировал камерным балом
14 января 1852 г. (затем 28 января, 11 и 22 февраля), а придворным балом -
через три недели, 7 февраля. Венская пресса не печатала заметок о придворном
бале, но, видимо, именно для него Иоганн и написал кадриль "Придворный
бал". Мы легко можем представить себе трепет, с которым он приступал к
сочинению этой пьесы, которая составлена очень точно, но совсем без притязаний.
Потом она занимала заметное место в репертуаре Штраус-оркестра на гастролях по
Германии осенью того года, а в издательстве Карла Хаслингера она вышла 23
октября 1852 г."
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий