Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Damenspende Polka, Op.305 / Полька "Подарки дамам"
"В XIX веке в Вене, как и во многих частях света сегодня, было принято одаривать прекрасный пол, присутствующий на балах и дамских вечерах, маленькими презентами. Например, в январе 1845 г., всего через 3 месяца после дебюта в качестве дирижёра и композитора, галантный Иоганн Штраус заказал специальный тираж своего сочинения №1 - вальса "Эпиграммы" - для вручения в качестве подарков дамам, пришедшим на бал-бенефис в казино Доммаера.
Название танца "Подарки дамам" было крайне удачным. Иоганн Штраус-отец уже использовал ту же идею в 1849 г., когда дал имя "Дамский сувенир" польке (соч. 249), которую написал для бала накануне дня святого Валентина в зале "Софиенбад", но только в 1866 г. Иоганн Штраус-сын выбрал название "Подарки дамам" для польки, которую написал к студенческому балу того года. Этот ныне традиционный карнавальный праздник проходил 6 февраля 1866 г. в Редутензалах венского императорского дворца Хофбург, который император Франц Иосиф предоставил патронессам бала. Иоганн и Иосиф, ангажированные вместе со Штраус-оркестром для дирижирования танцевальной музыкой, специально подготовили произведения: вальс "Песни в компании" (соч. 198 Иосифа) и французскую польку "Подарки дамам". Согласно газете "Винер Цайтунг" от 9 января 1866 г. "гофбалмузикдиректор Иоганн Штраус посвящает польку... дамам на балу студентов", хотя на фортепианном переложении работы, вышедшем у К. А. Шпины 12 февраля 1866 г. никакого посвящения не было.
Студенческим балом в Редутензалах закончилась карнавальная серия "элитных балов". Рассказывая о событии, выручка от которого пошла в фонда студенческого Союза для болеющих, критик из газеты "Фремден-блатт" от 8 февраля 1866 г. отмечал элегантные декорации малого Редутензала, который "превратился в сад цветущих растений, они торчали из статуэток". Статья продолжалась так: "Чайный салон тоже был украшен с большим вкусом. Зал был полон, хотя танцевать можно было без проблем. Это касалось и дам, которые были очень юны, свежи и волнительны и сияли больше своими натурами, чем нарядами. Эта безыскусность и простота придавали празднику ощущение немного увеличенного домашнего бала, где первое и главное слово: "Танцы!" Этому сигналу дамы и господа повиновались с самым большим пиететом: счастливый, живой танец продолжался с 9-ти вечера до 6-ти утра под игру Штраус-оркестра. В качестве музыкальной новинки последний представил польку-мазурку [sic!] "Подарки дамам" и вальс "Песни в компании"; оба танца наполнены ритмом и жизнью и по справедливому требованию повторялись трижды. Помимо музыкального подарка дамам, имелся и художественный в виде прелестных танцевальных карточек, имевших форму цветочной вазы, а внутри - заказ на танец, прикрытый букетиком надушенных цветов.
Конечно же, полька "Подарки дамам" вошла в программу Штраус-оркестра "Ревю всех танцевальных пьес, сочинённых для карнавала этого года Иоганном, Иосифом и Эдуардом Штраусами", которая исполнялась тремя братьями на бенефисе в Фольксгартене 18 февраля 1866 г. Вклад Иоганна составлял 7 сочинений, Иосифа - 10, а Эдуарда - 5. Через 4 месяца, 21 июня 1866 г., в Фольксгартене снова прошёл благотворительный праздничный концерт "на патриотические нужды", организованный Венским мужским хоровым обществом. Иоганн, Иосиф и Эдуард Штраусы тоже участвовали в нём и, согласно газете "Фремден-Блатт" от 23 июля 1866 г., "исполнили разнообразную и интересную программу со своим превосходным оркестром". Обозреватель продолжал: "Новая французская полька Иоганна "Подарки дамам" полна брызжущей жизни".
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий