Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын). ,Telegrafische Depeschen Walzer, Op.195 / Вальс "Телеграфные депеши"
Рукопись вальса "Телеграфные депеши" - старейшая сохранившаяся полная партитура,
написанная собственной рукой Штрауса; её страницы в кляксах говорят о том, с
какой скоростью композитор воплощал мысли на нотном стане; этот факт
подтверждается его братом Эдуардом, который написал в семейной биографии
"Erinnerungen" ("Воспоминания"), 1906 г., что Иоганн был
самым быстрым из трёх братьев в инструментовке. "Телеграфные депеши"
были сочинены в Павловске и там же впервые исполнены под управлением Иоганна 6
сентября 1857 г. (25 августа по российскому календарю) на четвёртом бенефисе в
вокзале. "Венская всеобщая театральная газета" 16 октября 1857 г.
сообщила, что новой произведение стало сенсацией для русской публики, и Иосиф
Штраус представит его на первом венском исполнении (как и "Цецилию-польку"
Иоганна) со Штраус-оркестром на собственном бенефисе в Фольксгартене в
воскресенье 18 октября. Газета призывала обратить внимание на коду, в которую
Иоганн вплёл короткую цитату из популярной народной песни: "Ja nur ein'
Kaiserstadt, ja nur a Wien" ("Да, только один императорский город, да
только одна Вена") из зингшпиля (музыкальной комедии) "Алина, или
Вена в другой части света" 1822 г. авторства Адольфа Бойерле на музыку
Венцеля Мюллера.
Популярность Иосифа Штрауса обеспечила небывало
большой приток в Фольксгартен публики, которая хотела послушать его исполнение
вальса "Телеграфные депеши", которые Иоганн прислал из России. Критик
из театральной газеты писал 20 октября, что эмоции, с которыми публика
приветствовала уже известные сочинения, возросли ещё больше, когда Иосиф
продирижировал венской премьерой "Телеграфных депеш" и
"Цецилии-польки" (позже переименованной в "Ольгу-польку",
соч. 196). Обозреватель продолжал: "В этих двух вещах неистощимые мелодии
Иоганна поданы самым замечательным образом, ибо эти танцы создают солшеюную
гирлянду самых оригинальных и запоминающихся мелодий, которые вытекли из-под
пера Штрауса. Они получили восторженную овацию и много бисов".
Когда Иоганн написал вальс "Телеграфные
депеши", телеграф уже был частью обыденности XIX столетия. Быстрое
развитие телеграфных систем началось после открытия передачи сигналов по
проводу с помощью электрических импульсов. Работы пионеров игольного телеграфа,
таких как Ханс Кристиан Эрстед (1819) или сэр Чарльз Уитстоун (1837) были
усовершенствованы с помощью новых электромагнитов. С помощью электромагнита Сэмюэль Морзе создал простой
телеграфный ключ, который при нажатии замыкал цепь и посылал сигнал удалённому
приёмнику. В интродукции к вальсу Штраус изображает стук телеграфного ключа и
молниеносный перелёт послания к пункту назначения. Основанная в 1847 г. в
Берлине фирма "Сименс и Хальске", которая производила телеграфную
технику, быстро распространила телеграфные сети по всей Германии, через несколько
лет открыла производственные филиалы в Санкт-Петербурге (1855), Лондоне (1858)
и Вене (1879). Иоганн, конечно, был в курсе технических новинок, но,
несомненно, на выбор названия вальса повлияла и глава из его личной жизни,
произошедшая за год до того. Когда по деловым соображениям он отсрочил
возвращение в Вену осенью 1856 г., венская пресса тут же пустила слух, что он
женился в Петербурге, и прочитанная новость просто-таки изумила Иоганна.
Находясь в российской столице, вполне ещё холостой король вальсов послал
яростное опровержение слухов при помощи... телеграфа!"
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий