Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Damenspende Polka, Op.305 / Полька "Подарки дамам"
"В XIX веке в Вене, как и во многих частях
света сегодня, было принято одаривать прекрасный пол, присутствующий на балах и
дамских вечерах, маленькими презентами. Например, в январе 1845 г., всего через
3 месяца после дебюта в качестве дирижёра и композитора, галантный Иоганн
Штраус заказал специальный тираж своего сочинения №1 - вальса
"Эпиграммы" - для вручения в качестве подарков дамам, пришедшим на
бал-бенефис в казино Доммаера.
Название танца "Подарки дамам" было крайне
удачным. Иоганн Штраус-отец уже использовал ту же идею в 1849 г., когда дал имя
"Дамский сувенир" польке (соч. 249), которую написал для бала
накануне дня святого Валентина в зале "Софиенбад", но только в 1866
г. Иоганн Штраус-сын выбрал название "Подарки дамам" для польки,
которую написал к студенческому балу того года. Этот ныне традиционный
карнавальный праздник проходил 6 февраля 1866 г. в Редутензалах венского
императорского дворца Хофбург, который император Франц Иосиф предоставил
патронессам бала. Иоганн и Иосиф, ангажированные вместе со Штраус-оркестром для
дирижирования танцевальной музыкой, специально подготовили произведения: вальс
"Песни в компании" (соч. 198 Иосифа) и французскую польку
"Подарки дамам". Согласно газете "Винер Цайтунг" от 9
января 1866 г. "гофбалмузикдиректор Иоганн Штраус посвящает польку...
дамам на балу студентов", хотя на фортепианном переложении работы,
вышедшем у К. А. Шпины 12 февраля 1866 г. никакого посвящения не было.
Студенческим балом в Редутензалах закончилась
карнавальная серия "элитных балов". Рассказывая о событии, выручка от
которого пошла в фонда студенческого Союза для болеющих, критик из газеты
"Фремден-блатт" от 8 февраля 1866 г. отмечал элегантные декорации
малого Редутензала, который "превратился в сад цветущих растений, они
торчали из статуэток". Статья продолжалась так: "Чайный салон тоже
был украшен с большим вкусом. Зал был полон, хотя танцевать можно было без
проблем. Это касалось и дам, которые были очень юны, свежи и волнительны и
сияли больше своими натурами, чем нарядами. Эта безыскусность и простота
придавали празднику ощущение немного увеличенного домашнего бала, где первое и
главное слово: "Танцы!" Этому сигналу дамы и господа повиновались с
самым большим пиететом: счастливый, живой танец продолжался с 9-ти вечера до 6-ти
утра под игру Штраус-оркестра. В качестве музыкальной новинки последний
представил польку-мазурку [sic!] "Подарки дамам" и вальс "Песни
в компании"; оба танца наполнены ритмом и жизнью и по справедливому
требованию повторялись трижды. Помимо музыкального подарка дамам, имелся и
художественный в виде прелестных танцевальных карточек, имевших форму цветочной
вазы, а внутри - заказ на танец, прикрытый букетиком надушенных цветов.
Конечно же, полька "Подарки дамам" вошла в
программу Штраус-оркестра "Ревю всех танцевальных пьес, сочинённых для
карнавала этого года Иоганном, Иосифом и Эдуардом Штраусами", которая
исполнялась тремя братьями на бенефисе в Фольксгартене 18 февраля 1866 г. Вклад
Иоганна составлял 7 сочинений, Иосифа - 10, а Эдуарда - 5. Через 4 месяца, 21
июня 1866 г., в Фольксгартене снова прошёл благотворительный праздничный
концерт "на патриотические нужды", организованный Венским мужским
хоровым обществом. Иоганн, Иосиф и Эдуард Штраусы тоже участвовали в нём и,
согласно газете "Фремден-Блатт" от 23 июля 1866 г., "исполнили
разнообразную и интересную программу со своим превосходным оркестром".
Обозреватель продолжал: "Новая французская полька Иоганна "Подарки
дамам" полна брызжущей жизни".
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий