Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

вторник, 13 февраля 2018 г.

Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Reiseabenteuer Walzer, Op.227 / Вальс "Дорожные приключения"

Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Reiseabenteuer Walzer, Op.227 / Вальс "Дорожные приключения"






"На обложке первого фортепианного издания прекрасного вальса Иоганна Штрауса "Дорожные приключения" были две виньетки: в одной из них пассажир вылетает из перевернувшейся кареты, а в другой сильный шторм швыряет по морю колёсный пароход. В третьей, маленькой, виньетке - скрипка и смычок. Картинка с морем не художественный вымысел, а иллюстрация к биографическому факту из второй поездки композитора в Россию, которая произошла весной 1857 г.
Штраус попрощался с Веной концертом в казино Унгера 3 мая 1857 г. и поехал в Россию через Берлин, чтобы нанять "заграничных" музыкантов, как требовал его контракт с работодателями в Санкт-Петербурге. К тому же найм музыкантов в Берлине уменьшал расходы на поездку. Путь от Германии до России пролегал по морю от Штетина (ныне польский Щецин) через Балтику и Финский залив в порт Кронштадт под Санкт-Петербургом. 5 июня газета "Фремден-Блатт" проинформировала венский читателей о крайне успешном первом концерте Штрауса в Павловске, добавив, что композитору "пришлось перенести ужасный шторм на пути из Штетина в Кронштадт". Сам Иоганн о событиях путешествия упоминал в письме Хаслингеру, написанном в мае 1857 г. из Павловска: "Теперь, я наконец-то, могу передохнуть после напряжённого путешествия и самых необходимых репетиций, которых было так много вплоть до этого самого дня... Что же до моего здоровья, то я вполне им удовлетворён; даже на корабле я ни минуты не болел, а когда приехал в Павловск, нашёл здесь хорошего пива, которое, как ты знаешь, всегда позволяет мне чувствовать себя в порядке. Так что, моё состояние здоровья не могло бы пожелать ничего лучшего, и так до сих пор".
Вальс "Дорожные приключения" возник через два года после описанных выше событий и относится к группе сочинений, которые Иоганн Штраус создал для четвёртого концертного сезона на павловском вокзале летом 1859 г. В частности, интересна кода, которая напоминает о плавании из Штетина в Кронштадт: в этом коротком, но живом и драматичном отрезке музыкального повествования Штраус представляет корабль под ударами шторма: его швыряют и крутят злые волны, неистовствует ветер, сверкает молния. С примечательной экономией король вальсов создаёт прекрасное изображение бури, которые может сравниться с любым другим в классическом музыкальном репертуаре.
К сожалению, невозможно установить точную дату, когда Штраус дал российскую премьеру вальса, потому что хронист оркестра альтист Ф. А. Циммерман на этот раз остался в Вене. Композитор дирижировал первым венским исполнением сочинения на послеполуденном концерте в Фольксгартене 20 ноября 1859 г., впервые появившись перед публикой после возвращения из России. В программу концерта вошли венские премьеры пяти танцев (соч. 224-227 и 229), которые Иоганн написал для павловской публики. На следующий день после концерта в Фольксгартене, 21 ноября, Иоганн написал письмо Ольге Смирнитской, своей возлюбленной в Павловске: "Вчера я провёл первое публичное выступление в Фольксгартене, где собралось две тысячи человек. Меня встретили крайне сердечно, как сына всей Вены аплодисментами, которые не стихали несколько минут; вальс "Дорожные приключения" пошёл самым лучшим образом, и мне пришлось повторить его трижды".
Георг Краус, альтист и переписчик Штраус-оркестра, получил задание на основе рукописи композитора подготовить чистовую копию партитуры "Дорожных приключений", с которой издатель напечатал бы отдельные партии. Краус закончил работу 25 ноября, и Хаслингер смог пустить вальс в продажу 2 января 1860 г. Объявляя в этот же день о выходе вальса, "Цвишенакт" комментировал его так: "вальсу не нужно дополнительных рекомендаций благодаря его мелодической свежести, которая обеспечила ему величайшую популярность"".
Питер Кемп

Комментариев нет:

Отправить комментарий