Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Reiseabenteuer Walzer, Op.227 / Вальс "Дорожные приключения"
"На обложке первого фортепианного издания
прекрасного вальса Иоганна Штрауса "Дорожные приключения" были две
виньетки: в одной из них пассажир вылетает из перевернувшейся кареты, а в
другой сильный шторм швыряет по морю колёсный пароход. В третьей, маленькой,
виньетке - скрипка и смычок. Картинка с морем не художественный вымысел, а
иллюстрация к биографическому факту из второй поездки композитора в Россию,
которая произошла весной 1857 г.
Штраус попрощался с Веной концертом в казино Унгера
3 мая 1857 г. и поехал в Россию через Берлин, чтобы нанять
"заграничных" музыкантов, как требовал его контракт с работодателями
в Санкт-Петербурге. К тому же найм музыкантов в Берлине уменьшал расходы на
поездку. Путь от Германии до России пролегал по морю от Штетина (ныне польский
Щецин) через Балтику и Финский залив в порт Кронштадт под Санкт-Петербургом. 5
июня газета "Фремден-Блатт" проинформировала венский читателей о
крайне успешном первом концерте Штрауса в Павловске, добавив, что композитору
"пришлось перенести ужасный шторм на пути из Штетина в Кронштадт".
Сам Иоганн о событиях путешествия упоминал в письме Хаслингеру, написанном в
мае 1857 г. из Павловска: "Теперь, я наконец-то, могу передохнуть после
напряжённого путешествия и самых необходимых репетиций, которых было так много
вплоть до этого самого дня... Что же до моего здоровья, то я вполне им
удовлетворён; даже на корабле я ни минуты не болел, а когда приехал в Павловск,
нашёл здесь хорошего пива, которое, как ты знаешь, всегда позволяет мне чувствовать
себя в порядке. Так что, моё состояние здоровья не могло бы пожелать ничего
лучшего, и так до сих пор".
Вальс "Дорожные приключения" возник через
два года после описанных выше событий и относится к группе сочинений, которые
Иоганн Штраус создал для четвёртого концертного сезона на павловском вокзале
летом 1859 г. В частности, интересна кода, которая напоминает о плавании из
Штетина в Кронштадт: в этом коротком, но живом и драматичном отрезке
музыкального повествования Штраус представляет корабль под ударами шторма: его
швыряют и крутят злые волны, неистовствует ветер, сверкает молния. С
примечательной экономией король вальсов создаёт прекрасное изображение бури,
которые может сравниться с любым другим в классическом музыкальном репертуаре.
К сожалению, невозможно установить точную дату,
когда Штраус дал российскую премьеру вальса, потому что хронист оркестра
альтист Ф. А. Циммерман на этот раз остался в Вене. Композитор дирижировал
первым венским исполнением сочинения на послеполуденном концерте в Фольксгартене
20 ноября 1859 г., впервые появившись перед публикой после возвращения из
России. В программу концерта вошли венские премьеры пяти танцев (соч. 224-227 и
229), которые Иоганн написал для павловской публики. На следующий день после
концерта в Фольксгартене, 21 ноября, Иоганн написал письмо Ольге Смирнитской,
своей возлюбленной в Павловске: "Вчера я провёл первое публичное
выступление в Фольксгартене, где собралось две тысячи человек. Меня встретили
крайне сердечно, как сына всей Вены аплодисментами, которые не стихали
несколько минут; вальс "Дорожные приключения" пошёл самым лучшим
образом, и мне пришлось повторить его трижды".
Георг Краус, альтист и переписчик Штраус-оркестра,
получил задание на основе рукописи композитора подготовить чистовую копию
партитуры "Дорожных приключений", с которой издатель напечатал бы
отдельные партии. Краус закончил работу 25 ноября, и Хаслингер смог пустить
вальс в продажу 2 января 1860 г. Объявляя в этот же день о выходе вальса,
"Цвишенакт" комментировал его так: "вальсу не нужно
дополнительных рекомендаций благодаря его мелодической свежести, которая
обеспечила ему величайшую популярность"".
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий